Тихая моя свобода
В минувшую пятницу, 16 июля, на свободе оказался виновник одного из главных финансовых скандалов Иркутской области – директор Иркутского фондового центра Алексей Решетников. Его выход на свободу произошёл как-то очень тихо и незаметно, особенно по сравнению с ажиотажем вокруг его заключения под стражу. Обвинение Решетникову уже предъявлено, но пока с 200 томами дела будут знакомиться 2,5 тысячи пострадавших от его действий, он останется на свободе.
На свободе Решетников, проведший в СИЗО около года, оказался при очень будничных обстоятельствах, как-то совсем незаметно. По словам Сергея Позякина, долгое время бывшего адвокатом директора ИФЦ, а сейчас «просто по-человечески его поддерживающего», в пятницу утром Алексея Решетникова вывезли из СИЗО и до-
ставили в областное следственное управление при ГУВД, откуда он и был отпущен домой. Для многих наблюдателей это стало неожиданностью: в изолятор Решетников попал ещё в начале августа прошлого года, и с тех пор, несмотря на регулярные ходатайства защиты и перманентное недовольство большого количества пайщиков его структуры, суд не раз продлевал срок его содержания под стражей. На этом настаивало следствие, считавшее, что Решетников может скрыться от правосудия.
В последний раз срок содержания директора оскандалившегося предприятия в СИЗО был продлён 24 мая – на два месяца и 13 суток. В конце июля ему было предъявлено окончательное обвинение в совершении преступлений, предусмотренных 3 и 4 частями 159 статьи УК РФ («Мошенничество в особо крупных размерах»). А в начале июля в прессе появилось мнение, озвученное всё тем же Позякиным, что его бывшего подзащитного должны в скором времени выпустить на свободу: срок содержания под стражей в очередной раз истекал 17 июля, а сторона обвинения не подала в суд ходатайство о его продлении. Действующие адвокаты Решетникова промолчали, не было высказано публичной точки зрения на это и сотрудниками следственного управления при ГУВД. Между тем 16 июля – это был последний рабочий день перед официальным окончанием срока его содержания в СИЗО – Алексей Решетников действительно взял и вышел на волю.
По мнению Сергея Позякина, фигуранту финансового скандала помогла обычная оплошность следствия.
– Лояльностью к обвиняемому и не пахнет, – заявил он «Конкуренту». – Вероятно, следователи просто настолько раздули объём дела, что не смогли за всем уследить и забыли подать заявление в суд.
Начальник следственной части Главного следственного управления при ГУВД по Иркутской области Игорь Лукашевский, впрочем, с этим заявлением не согласился. По его словам, выход Решетникова на свободу был плановым.
– Защита ввела вас в заблуждение, – сказал он. – По Уголовно-процессуальному кодексу мы просто не имели права дольше содержать под стражей этого человека, поэтому просто не стали подавать ходатайство о продлении, потому что суд всё равно бы его отклонил.
Сам Алексей Решетников с прессой общаться отказался, хотя раньше вниманием журналистов не пренебрегал. Воздержался от комментариев и его нынешний адвокат Владимир Елисеев, посчитав, что давать интервью до начала суда будет не этично. Поэтому узнать, собирается ли предприниматель рассчитываться с 6,5 тысячи заимодавцев (именно столько, как утверждают в одной из групп обманутых пайщиков, их всего) и отдавать им 2,5 млрд. рублей, не удалось.
Зато председатель одной из инициативных групп клиентов ИФЦ Виталий Горбачёв в готовности Решетникова к работе не сомневается.
– Расчётный центр, который был создан для погашения долгов, не переставал существовать, так что, хотя и с нуля, работа начнётся, – уверен он. – Решетников недельки две отлежится, поправит здоровье после СИЗО, а потом я ему позвоню.
Между тем, по словам Горбачёва, поправить из-за ситуации с ИФЦ здоровье нужно не одному Решетникову.
– Я знаю одного клиента, который поддерживал Алексея, но недавно умер от стресса, – признался он. – Да я и сам чуть не помер от этих нервов.
Однако Горбачёв и товарищи продолжают надеяться на Решетникова и возвращение вложенных средств. Хотя среди доверившихся ИФЦ появились и ярые противники директора обанкротившейся структуры.
– Даже если он вооружённую охрану наймёт, с ним конкретно побазарить есть желающие, ждём-с, – заявил пользователь одного из информационных интернет-ресурсов города. – За лохов нас держать не надо, что сами купились, это просчитанная математически и психологически замануха. А если не отдаст – вот тогда есть повод сильно обидеться и прописать этого финансового гения в «третий Иркутск».
«Финансового гения» между тем ждёт суд, правда, неизвестно, когда он начнётся. По словам Игоря Лукашевского, дело против Решетникова будет передано в суд только после того, как с ним ознакомятся потерпевшие. А их – то есть тех пайщиков, что подали заявления в милицию, – насчитывается около 2,5 тыс. человек.
– И насколько долго они это будут делать, я не знаю, – заметил Лукашевский. – Если завтра все 2,5 тысячи соберутся в одном месте, так, чтобы я им мог зачитать документы, – значит, ознакомление будет длиться день. А если ежедневно к нам будет приходить только один человек, значит, это затянется на две с половиной тысячи дней.
Дело содержит 200 томов, и после своих клиентов его ещё будет изучать сам Решетников с защитой. Так что, по прикидкам Лукашевского, в суд оно отправится не раньше октября.