Отдадим памятник в хорошие руки
Первые здания перейдут к концессионерам в конце августа
Иркутская область запускает механизм передачи недвижимости в концессии. Тем самым регион рассчитывает снизить бремя по содержанию объектов и восстановить их. В пилотном списке числятся пять зданий, три из которых – памятники. Первые конкурсы на заключение концессионных соглашений намечены на конец августа этого года. По несколько потенциальных претендентов уже имеется на каждый из объектов. Причём не только на те, которые официально предложены региональным минимуществом.
Для заключения первых концессионных соглашений правительство региона предлагает инвесторам пять пилотных объектов, сообщил «Конкуренту» министр имущественных отношений Иркутской области Михаил Карасёв. «Сейчас у государства нет ресурсов на восстановление этих зданий. Поэтому концессия становится удобным вариантом частно-государственного партнёрства. Так мы обеспечим реконструкцию памятников, не передавая при этом права собственности на них, и дадим возможность инвестору пользоваться зданиями», – отметил министр. По его словам, из предложенных объектов два являются памятниками регионального значения, а один – федерального. В частности, это доходный дом в усадьбе Ишаева на улице Степана Разина, 18а, и усадьба Винтовкина на Бабушкина, 12а и 12б. В первом случае власти предлагают инвестору открыть образовательное учреждение, во втором – гостиницу. Кроме того, в пользование частным организациям планируется передать здания по адресам: ул. Баррикад, 58а, 209а, пер.
1-й Советский, 1а. Назначение у помещений самое разное – от офисов до АЗС с автостоянкой. Но как именно будет использоваться объект, определит сам инвестор с учётом условий конкурса. Площадь помещений варьируется от 150 (ул. Бабушкина) до 5500 квадратных метров (пер. 1-й Советский). «Предварительно мы выясняем, есть ли спрос на эти здания, чтобы впоследствии избежать «пустых» конкурсов. Поэтому к моменту объявления тендера на заключение соглашений список объектов может измениться», – уточнил Карасёв. По его словам, первые конкурсы будут объявлены в конце июля, а проведены спустя месяц. Сейчас рабочая группа минимущества готовит конкурсную документацию.
На каждый из предложенных объектов имеется от двух до семи потенциальных претендентов, уточнили в министерстве. Победителя будут выбирать по двум основным критериям – сроку соглашения и плате по нему, уточнил министр.
«Государству выгоднее отдавать здание на короткий срок: чем раньше закончится договор, тем быстрее мы получим объект обратно в пользование, – пояснил руководитель ведомства. – При этом важно, чтобы состояние объекта после завершения договора было лучше, чем до сдачи памятника в концессию. Предполагается, что по завершении реконструкции инвестор выплатит определённую сумму, а её размер установят отдельно для каждого конкретного здания». Выигравшие инвесторы смогут получить объект в пользование на срок до 20 лет. Такой лимит установлен законом. «Но мы будем определять лимиты по времени пользования в каждом конкретном случае, – отметил Михаил Карасёв. – Хотя не исключено, что в будущем ограничения по срокам будут сняты, поскольку объекты бывают настолько затратными и сложными, что концессионеры не успевают окупить вложения. Вопрос об изменении нормы сейчас рассматривается на федеральном уровне».
Вместе со зданиями инвесторы получат и охранные обязательства, если речь идёт о памятниках. Это значит, что новый пользователь будет вынужден восстановить исторические здания. По словам Карасёва, над этим работает и служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. «Ведомство будет обязано утверждать все проекты по реконструкции концессионных объектов, – рассказал министр. – Более того, мы заранее в конкурсной документации предупреждаем инвесторов об условиях договора, дабы они не тешили себя иллюзиями относительно того, что там можно будет сделать какие-то пристройки или изменить исторический облик здания». По словам чиновника, на протяжении всей реконструкции власти будут отслеживать, какие изменения происходят с памятником. «И на любом этапе, если, скажем, начнут ценные флигели сносить, мы можем прекратить действие соглашения на основании того, что нарушены охранные обязательства. Более того, обяжем восстановить утраченные элементы», – добавил Карасёв. Он утверждает, что вывести здания из списка памятников при этом инвестору не представляется возможным: право собственности остаётся за областью. Выкупить его в рамках концессии инвестор тоже не сможет.
Инвесторы пока настороженно относятся к концессиям, признают в министерстве. «Конечно, проще арендовать помещение, чем взять его на содержание. Однако сейчас у региональных и муниципальных властей появилось понимание, что это спасательный круг. И мы решили проявить политическую волю и начать заключать именно концессионные соглашения. Тем более что в других субъектах механизм уже успешно работает», – уверен Михаил Карасёв. Опыт концессии «Серый дом» планирует распространить и на другие памятники. Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области уже предложила свой перечень из десяти зданий, рассказал министр. Эти дома разрушаются и находятся на грани исчезновения либо уже фактически утрачены. Юридически они готовы к передаче в концессию. В частности, это здание городского училища по улице Баррикад, 81а, 81б, два дома в усадьбе Бочкарёва на Степана Разина 30а и 30б, и амбар по улице Дзержинского, 27. Кроме того, к смене пользователя готов и Александровский централ в селе Александровское Боханского района. Однако чиновники сомневаются, что на него найдётся инвестор. «Здание годится разве что для тюремного музея», – заключили в министерстве. Озвучивать полный список памятников, который в ближайшее время область предложит инвесторам, чиновники не стали. Но известно, что помимо официально предложенных зданий ведутся переговоры относительно дома Сперанского в Иркутске по адресу: улица Октябрьской революции, 11в. По некоторой информации, Российский фонд культуры, отделение которого арендует здание, намерен взять его в концессию и разместить там ещё и иркутское отделение Союза российских писателей. Сейчас в доме Сперанского располагается также магазин «Букинист».
Впрочем, в минимуществе полагают, что у этого претендента вряд ли найдутся ресурсы не только на восстановление, но и на эксплуатацию памятника.