Играй, русская гармонь!
Гран-при Первого международного фестиваля «Играй, гармонь» имени Геннадия Заволокина, состоявшегося неделю назад в Новосибирской области, достался артистам Иркутского городского театра народной драмы.
– Это было здорово! – восхищается фестивалем Михаил Корнев, засуженный артист России, руководитель Театра народной драмы. – Анастасии и Захару Заволокиным, детям Геннадия Дмитриевича, удалось организовать не просто праздник и не только фестиваль. Это была встреча народа со своим искусством.
С Михаилом Корневым мы случайно встретились на Байкале, куда он приехал отдохнуть сразу по возвращении из Новосибирска, захватив в Иркутске только жену и младшую дочь. Переполненный впечатлениями, он с удовольствием рассказывает о фестивале, который, по его мнению, скорее всего, станет знаковым событием для русской народной культуры, одним из этапов её развития. Как и любимая россиянами телепередача «Играй, гармонь» – главное детище Геннадия Заволокина, превратившая народного артиста в народного любимца. Причём не только в России.
– Это же был первый фестиваль, – Михаил делает акцент на слове «первый». – За ним последуют другие. Это начало нового этапа. Благодаря организационным талантам Анастасии и Захара Заволокиных, оно оказалось очень масштабным и многообещающим.
Подведение итогов, вручение дипломов победителям и заключительный гала-концерт состоялись в Новосибирской областной филармонии. Но главное событие, собственно фестиваль, продолжалось целую неделю на большой сцене, специально для этого сооружённой в чистом поле недалеко от Обского водохранилища, на месте трагической гибели Геннадия Заволокина.
– Там его детьми, при благотворительной поддержке почитателей таланта Геннадия Дмитриевича, построена часовня. Наш театр тоже внёс посильную лепту в доброе дело, – замечает Михаил. – И вот напротив этой часовни администрацией Ордынского района Новосибирской области было отведено два гектара земли. Анастасия и Захар Заволокины с коллективом «Играй, гармонь» вознамерились построить здесь Заволокину деревню.
Михаил Корнев подчёркивает, что деревня, как задумали её Анастасия и Захар Заволокины, будет не только музеем под открытым небом, но и живой, современной деревней, рассчитанной на приём большого количества гостей, любителей народного искусства, народной культуры. Здесь появятся гостиницы, кафе, рестораны, магазины. Обязательно – детские комнаты. Будут обустроены специальные площадки и пятачки для выступлений творческих коллективов и, конечно же, большая капитальная сцена. Может быть, когда-то эта деревня в русском стиле станет столицей народного искусства. А пока к открытию фестиваля здесь буквально за одну неделю всем миром был построен большой бревенчатый дом-пятистенок.
– Мы тоже приложили руку к строительству первого капитального дома необычной деревни, – гордится Михаил. – Покрасили там чуть-чуть. Символически. Все участники фестиваля, а нас было более тысячи, подходили и что-то делали. Изба такая колоссальная получилась. И музей открылся. Фестиваль его оживил.
Русская гармонь, народную любовь к которой возродил Геннадий Заволокин, в представлении Михаила Корнева, является объединяющим началом. Приезжать сюда будут, конечно же, не только гармонисты. Здесь будут достойно представлены все народные, этнические музыкальные инструменты. И собираться в Заволокиной будут разные люди: профессионалы и любители, занимающиеся народным творчеством.
В самом начале фестиваля перед жюри, в состав которого вошёл и Михаил Корнев, встала проблема: как оценивать творчество суперпрофессионалов с консерваторским образованием и, одновременно с ними, народных самородков из российской глубинки со средней школой (в лучшем случае) за плечами, чьи имена пока знают разве что соседи по деревне.
– Мы даже растерялись немного, – признаётся собеседник. – Потому что на фестиваль, к примеру, приехал знаменитый солист Москонцерта на гармони и баяне Михаил Коломейцев. Он объездил весь мир. А рядом с ним – народный композитор Михаил Краснопёров. И Михаил Вилисов из пермской деревни Шамарята. Впрочем, М. Вилисов, несмотря на статус любителя, тоже давно знаменит. Ему уже 75 лет. У него много песен, направленных на защиту природы. Он продолжает крестьянствовать и такие добрые песни поёт! О том, что надо и птичку, и веточку сберечь, чтобы в конечном итоге сохранить и собственную душу. Он одновременно и сочинитель, и исполнитель, и глубокий народный философ.
Впрочем, скоро все согласились, что на этом конкретном фестивале не нужно делить участников на профессионалов и любителей. Надо оценивать всех вместе. Не по званиям, титулам и рангам, а исключительно по представленному искусству, «потому что иной народный исполнитель скорее тронет душу, чем академически правильное и выверенное исполнение профессионала с консерваторским образованием». И скоро никому не известный дедушка в рубашке, чуть вылезшей из-под брючного ремня, в пиджачке, застёгнутом (скорее всего, нарочито) «не на ту пуговицу», подтвердил, насколько «профессионально» умеют выступать деревенские любители гармошки. Одно только его появление на сцене вызвало у жюри и зрителей улыбку. Когда на вопрос о своём возрасте он ответил, что уже забыл, сколько ему лет: «Может, 75. Может, и 85. А может, ещё сколько-то», – по рядам прокатился смешок. А уж когда он запел «Ох, бабы, бабы, мне бы поджениться, да невеста не идёт», трёхтысячная аудитория участников фестиваля и зрителей, собравшихся из окрестных городов и сёл, корчилась от хохота. Награда дедушке, Александру Сергеевичу Тимофееву из Саратовской области, – приз зрительских симпатий.
– Он просто очень типичный русский дедушка без возраста, который может жить где угодно, – говорит Михаил Корнев.
– Ты часто произносишь слово «русский»: русская гармонь, русское народное творчество, русский дедушка, русский стиль. Но фестиваль-то был международный?
– Конечно. Потому что гармонь давно известна и многими любима во всём мире. Ну, без Украины и Белоруссии такой фестиваль, как мне кажется, представить вообще невозможно. А там ещё замечательно выступили казахи. Они представили три коллектива и пели под гармонь не только русские, но и свои, казахские песни. Публика их очень тепло принимала. Из стран СНГ вообще много участников было. Два участника были из Германии. Один из них презентовал гармонь, усовершенствованную немецкой фирмой. В ней осталось всё, как в нашей, обычной, но дополнительно вмонтировано множество радиомикрофонов, благодаря которым гармонь стала звучать как орган. Удивил и повеселил всех Яков Яковлевич Унтершлак из Израиля. Его гармошка была вся оклеена ракушками и какими-то женскими брошками. Мало того, он смонтировал прямо на инструменте цветомузыку, и во время исполнения она вся сверкала и переливалась. А песни у него были смешные, забавные. Он и сам такой своеобразный Чарли Чаплин в гармошке.
Были представлены ещё три-четыре страны дальнего зарубежья. Но надо учитывать, что это был первый фестиваль, о котором не все знали, и не всех, наверное, догадались пригласить. Следующий, думаю, будет ещё представительнее. Хотя Россия и в этот раз была представлена очень широко – от Находки и Владивостока до Калининграда. Жюри было вынуждено прослушивать участников с утра до двух-трёх часов ночи: было более 600 номеров. Устали страшно, но я очень доволен, что всё это слышал, видел и лично познакомился с большинством участников фестиваля. Двух даже пригласил в наш театр на работу.
– Мне особенно понравилось, – продолжает делиться впечатлениями руководитель Иркутского театра народной драмы, – что на фестивале были представлены все или почти все национальные республики России. Слышал бы ты, как якуты, отец с дочкой, выступали, Василий и Анастасия Неустроевы. Он на гармошке, она на варгане. Это тот инструмент, который в губах зажимают, и он издаёт гудящие звуки. Как они играли! Просто на уши всех поставили. А потом народная артистка Удмуртии Анна Плотникова выступала. Ну, это звезда. Этот фестиваль, как и сама Россия, многонационален. Такую направленность Анастасия с Захаром переняли от отца, которому были интересны все люди, играющие на русской гармони.
– Михаил, ты восхищаешься всеми и ничего не рассказываешь о своём коллективе. Но Гран-при взяли именно вы.
– Для меня и для всей нашей группы это оказалось настолько неожиданно, что мы, отсняв на видео все награждения, сами себя не сняли во время вручения Гран-при. Жюри приняло это решение тайком от меня, и до самого вручения никто не проговорился, никто не намекнул даже, что стоит готовиться к сюрпризу. А ездили мы, благодаря помощи города, впятером. Кроме меня – заслуженные артисты России Вадим Дейнека, Геннадий Савушкин, Юрий Жигарьков и артист театра Вадим Семёнов. И ещё с индивидуальной программой в фестивале участвовала актриса нашего театра Ангелина Кузнецова. Она исполнила на аккордеоне композицию памяти Геннадия Заволокина и стала дипломантом.
Принимали нас очень тепло. После каждого выступления к нам подходили, знакомились, брали наши адреса и просили обязательно участвовать во всех гала-концертах, которыми заканчивался каждый день фестиваля. Многие, узнав, что наш театр принадлежит городу, даже откровенно завидовали Иркутску, говорили, что это и есть настоящая культурная столица Сибири. Участникам и зрителям нравится наш репертуар. И Анастасия Заволокина, которая является генеральным директором российского центра «Играй, гармонь», выразила нам большую личную благодарность, сказала, что мы мощно поддержали фестиваль в таком государственно-державном, патриотическом плане. Там ведь в основном была лирика, частушки, зарисовки. А для исполнения нашего репертуара нужно иметь особую предрасположенность. Особое умение.
Специально к этому фестивалю я написал песню «Русская доля», а Вадим Дейнека – песню «Байкал – родина моя». Они имели очень большой успех. Их записывали на разные носители звука, слова просили продиктовать. Первый канал тоже отснял эти и другие песни в нашем исполнении для передачи «Играй, гармонь», которая в августе должна выйти в эфир.
По мнению М. Корнева, «иркутская гармонь» на фестивале и в целом была представлена очень достойно. Наш знаменитый казачий ансамбль «Ермаковы лебеди» и семейный дуэт Геннадия и Раисы Ченских стали лауреатами. Очень тепло встречали ансамбль «Елена» из Усольского района. В своё время его снимал для передачи ещё сам Геннадий Заволокин, он же подарил коллективу одну из своих песен. С фестиваля ансамбль тоже вернулся с дипломом. Успешно выступили преподаватели музыкальных школ Светлана Пучкова из Усолья-Сибирского и Ирина Асташова из Слюдянки. Так что у участников фестиваля сложилось очень хорошее впечатление об Иркутске. Это впечатление усилил и специальный приз, учреждённый городским Театром народной драмы. По совокупности заслуг в популяризации русского народного творчества Михаил Корнев вручил два кованых барельефа с эмблемой своего театра (крестьянин, воин и монах), изготовленных мастерами Союза иркутских кузнецов, организаторам фестиваля Анастасии и Захару Заволокиным и Александру Устьянцеву из города Каменска-Уральского, которому Геннадий Заволокин когда-то «присвоил» неофициальный титул «лучшей гармошки России».
– Мне особенно приятно, что именно Александр Устьянцев, поздравляя нас с абсолютной победой на фестивале, назвал наш театр образцом и идеалом для людей, занимающихся народным искусством, – говорит Михаил Корнев. – Такое признание из уст легендарного гармониста, может быть, и подороже самого Гран-при будет.