Умыть километры Иркутска
Свыше 1000 улиц общей протяжённостью более 700 км – этими двумя цифрами можно охарактеризовать размеры Иркутска. Ежедневно на городские улицы выходит спецтехника, чтобы очистить дороги от пыли и мусора. В зависимости от времени года и погоды меняются лишь виды работ. Как выглядит «влажная уборка» иркутских улиц, своими глазами наблюдали корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий Дмитриев.
Как и зимой, летом за чистоту автодорог отвечают три муниципальных унитарных предприятия: «Иркутскавтодор», «Спецавтотранс» и «Служба эксплуатации мостов Иркутска». Сотрудники первого из них убирают улицы на правом берегу Ангары, в Правобережном и Октябрьском округах, «епархия» второго – Свердловский и Ленинский районы. Задача службы эксплуатации мостов, как следует из названия, состоит в том, чтобы содержать в чистоте городские мосты.
Техническая метеозависимость
Надлежащее санитарное состояние улиц, согласно титульному списку, все они поддерживают круглый год, но предназначенная для летней уборки техника выходит на них, когда по ночам столбик термометра поднимается выше ноля. Связано это с рабочими режимами спецтехники – например, подметально-уборочная машина Scandia не может работать при отрицательных температурах. «Нельзя сказать, что мы в летнем режиме работаем, скажем, с мая по октябрь, ведь каждый год погода разная, – подчеркнул заместитель директора по производству МУП «Спецавтотранс» Сергей Гусельников. – Например, эта зима была очень суровой, и если раньше были случаи, когда мы в ноябре продолжали ремонт асфальтобетонного покрытия, то в сентябре 2009 года мы были вынуждены бороться с гололёдом». Однако даже бывалые синоптики называют подобные явления аномалией, так что обычно летняя уборка ведётся с весны по осень.
Как сообщил «Сибирскому энергетику» первый заместитель директора МУП «Иркутскавтодор» Анатолий Сарапулов, в ясную погоду работа идёт ежедневно в две смены. Ночная длится с 21 часа до 6 часов, а дневная – с 9-30 до 18 часов. «Спецавтотранс» работает в том же режиме, однако уборка не прекращается, пока идут дожди, – в частности, спецтехнику привлекают для очистки ливнёвой канализации. «Практически ежедневно мы моем те дороги, где оживлённое движение и ходит общественный транспорт», – заметил Сергей Гусельников. В их числе улицы Гоголя, Лермонтова, Маяковского, Старокузьмихинская и плотина ГЭС в Свердловском районе, Трактовая, Розы Люксембург и Московский тракт в Ново-Ленино, а также Мира и Новаторов во Втором Иркутске. «У нас есть утверждённый администрацией титул, куда входит более 260 км дорог», – рассказал собеседник газеты.
Для их обслуживания летом задействуют до 40 единиц спецтехники. В зависимости от погоды в Свердловском и Ленинском районах работают до 10 «КамАЗов», четыре-пять тракторов со щётками, три-четыре фронтальных погрузчика (от небольших Bobcat’ов до их более внушительных собратьев), три «Скандии», комбинированная дорожная машина на базе всё того же грузовика производства Камского завода, автогрейдеры. По словам Сергея Гусельникова, часть машин «Спецавтотранса» могут работать летом как поливомоечные, а зимой – как плужно-щёточные или пескоразбрасывательные, всё зависит от навесного оборудования. Предприятие также может в случае необходимости привлекать сторонние организации со своей техникой.
На правом берегу Ангары на улицы каждый день выходят шесть комбинированных машин, три «Скандии», три подметально-уборочных машины «ПУМА» (упрощённый аналог «Скандии», который прицепляют к тракторам) и две тротуароуборочные машины. Начальник смены цеха механизированных работ МУП «Иркутскавтодор» Алексей Струев рассказал, что за две смены они убирают 80–90% улиц Правобрежного и Октябрьского округов. «Таких дорог, где бы не производилась уборка, практически нет», – отметил он.
Куда исчезли поливальные машины
Разговор с Алексеем Струевым происходил в машине «Иркутскавтодора», в которой корреспондента «Сибирского энергетика» любезно провезли по тем местам, где велись ночные работы. Первой точкой в нашем маршруте стала улица Байкальская, где предназначенный для уборки тротуаров Bucher Citycat чистил металлическое ограждение, разделяющее магистраль на две полосы движения. Как выяснилось, маленькая машинка спокойно работает на два фронта. «Сейчас она пойдёт вдоль Байкальской в Солнечный, – сказал начальник смены. – Ещё один «Бухер» работает в центре». Кстати, центральные улицы Иркутска убирают ночью – в это время там нет того потока машин, который вызывает постоянные пробки. А вот магистрали вроде Байкальской или Советской чистят днём, там техника не мешает дорожному движению.
Вдоволь насмотревшись на работу «Бухера», мы направляемся на улицу Польских повстанцев, где в паре с «КамАЗом» работает «Скандия». По дороге можно видеть, что техника есть и на других участках – на отрезке дороги по улице Канадзавы или Пятой армии. Как только мы прибываем на место, подъезжает и самосвал в сцепке с подметально-уборочной машиной. Затем он показательно проезжает по обеим сторонам улицы.
Когда «Скандия» завершила свою работу, Алексей Струев предложил показать ещё и поливомоечную машину. На высказывание о том, что грузовики с голубыми кабинами и ярко-оранжевыми цистернами, при виде которых пешеходы отпрыгивали как можно дальше от края тротуара, чтобы не попасть под струю, ушли в небытие вместе с автоматами с газированной водой, квасом из бочки в стеклянных кружках и пломбиром по 19 копеек, он отвечает: «Мы же в основном работаем ночью и рано утром, когда нет движения, так что сейчас их днём на улицах не увидишь». И действительно, в этот момент из-за угла появляется «ЗиЛ» (правда, его кабина окрашена в нейтральный серый цвет). И, как забытая картинка из детства, дорогу перед ним перебегает пешеход, который пытается увернуться от струи холодной воды, бьющей из распылительного сопла машины. «В цистерну входит 6 кубометров воды, этого хватает примерно километра на два, – рассказывает Алексей Струев, который работал водителем этой самой поливомоечной машины до того, как стал начальником смены. – За ночь при таком режиме работы она проходит 20–25 улиц». А те улицы, мимо которых они прошли ночью, днём чистит другая техника «Иркутскавтодора». Семь дней в неделю. Если, конечно, погода позволяет.