Татьяна Маринченко: «Иркутская область рассматривается как энергетический донор»
2010-й для энергетики стал годом, когда началась реализация федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. «Сибирский энергетик» не мог не отметить это событие и посвятил ему несколько материалов, в которых свой весьма интересный взгляд на документ высказала тогда ещё директор ОГУ «Центр энергоресурсосбережения» Татьяна Маринченко. Её, уже отметившуюся продуманными, взвешенными и аргументированными высказываниями, считающую энергетику мужской профессией, но успешно в ней работающую, мы решили пригласить в качестве персоны номера. Но уже в новой должности – начальника управления ТЭК министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области.
– Татьяна Михайловна, вы по образованию теплофизик и долгое время занимались проблемами энергосбережения, в том числе и как руководитель ОГУ «Центр энергоресурсосбережения». Не пришлось ли вам перестраиваться под новую должность?
– Никакой перестройки не было, потому что на новом посту я в итоге занимаюсь вопросами энергосбережения, только на региональном уровне. И появилась дополнительная нагрузка, связанная с топливно-энергетическим комплексом.
– В чём эта нагрузка заключается?
– Это два направления. Первое, которое сейчас развивается на территории Иркутской области, – газификация, наши взаимоотношения с «Газпромом», с недропользователями. И второе направление – так называемая большая энергетика. В него входят вопросы, связанные с взаимоотношениями с естественными монополиями, наши государственные полномочия в сфере отношений с ними – рассмотрение и согласование инвестиционных программ. Это общая государственная политика в области топливно-энергетического комплекса Иркутской области.
– Первое из этих направлений, похоже, сводится по большей части к газификации Братска. Какое движение наблюдается в этом вопросе по сравнению с декабрём 2009 года, когда в городе заработала первая котельная на газе?
– Я бы не сказала, что основная работа – это газификация Братска. Газификация Братска – это только один пусковой комплекс. Основная работа сейчас идёт в организационном плане, она направлена всё-таки на южный центр газодобычи, формируемый на базе Чиканского месторождения, и на развитие Усть-Кутско–Киренского центра. Наше управление разрабатывает топливно-энергетические балансы, формирует перечень потенциальных потребителей и отвечает за наши отношения с «Газпромом» и естественными монополиями, так как основные потребители газа – это энергетики и объекты газохимии и газопереработки.
– А какова ваша компетенция в области энергосбережения?
– Региональная политика в этой сфере строится в рамках формирования областной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Наше министерство совместно с Институтом систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН подготовило её концепцию. Она находится на последней стадии согласования, и я думаю, что уже сегодня (интервью записано 9 июля. – «СЭ») её отнесут на подпись. Кроме того, разработано техническое задание на формирование региональной программы энергосбережения, оно будет выполнено на основании конкурса. Он уже объявлен. Мы также провели цикл семинаров с муниципальными образованиями по вопросам формирования муниципальных программ энергосбережения. Семинары в какой-то степени были очень тяжёлые, потому что наши федеральные структуры, ответственные за энергосбережение, все показатели эффективности ориентируют в основном на крупные города. Желательно при этом, чтобы в них не было потребления угля и на территории не было производства энергетических ресурсов, угольных разрезов и крупных генерирующих мощностей. Три дня мы проводили семинары, но я бы сказала, что удовлетворения от них не получили. Вчера я разговаривала с ответственным исполнителем, представителем Российского энергетического агентства, которому Министерство энергетики РФ поручило формирование государственной информационной системы в области энергосбережения. Я пыталась задавать вопросы, которые слышала от представителей муниципальных образований, и, честно говоря, ответы на них я не получила или получила их на уровне бытовой логики.
– При этом муниципалитеты должны разработать собственные программы по энергосбережению?
– Этот мучительный процесс сейчас и идёт. В первую очередь мы начинаем собирать исходные данные для расчёта критериев эффективности реализации энергосберегающих проектов. Эти критерии определены постановлением правительства № 1225, а исходные данные для их расчёта и их форма, разработанная Министерством энергетики, заставляют муниципалитеты просто плакать. Потому что половины этих данных нет в статистике, а половина информации вообще не поддаётся какому-либо анализу. Возникает очень много вопросов организационно-правового плана. Тем не менее муниципалитеты у нас сейчас активно трудятся над разработкой собственных программ энергосбережения. И думаю, что в любом случае в большинстве территорий Иркутской области требование законодательства об их разработке до 1 августа будет выполнено.
– На ваш взгляд, по каким направлениям нужно работать в сфере энергосбережения в Иркутской области?
– В первую очередь это вопросы, связанные с теплом, с выработкой тепловой энергии в разрезе коммунальной энергетики, повышения её эффективности. И вопросы потребления, транспортировки и эффективного распределения тепла. Электричество для нас не так актуально из-за низких цен. Любое мероприятие по энергосбережению должно быть окупаемым, но при этом требует больших затрат, а полученный эффект не всегда соизмерим с расходами.
– Поэтому для их реализации необходимо государственно-частное партнёрство, к которому сейчас и прибегают?
– Естественно. И мы сформировали концепцию программы энергосбережения с общим финансированием в 4 миллиарда 206 миллионов рублей, основную часть которых составляют внебюджетные средства. В этом плане нам даёт поле деятельности закон, в котором сказано, что все регулируемые организации, осуществляющие теплоснабжение, водоснабжение и владеющие муниципальным транспортом, должны составлять свои программы энергосбережения. И предусматривать в рамках тарифа, производственных и инвестиционных программ средства на энергосбережение. То есть это не государственно-частное партнёрство в чистом виде, это требования законодательства.
– Этот принцип, по-видимому, сейчас очень активно внедряется в энергетике, он заложен в разрабатываемой программе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2011–2020 годы. Так ли это?
– Да, действительно. Другого варианта нет, потому что уровень износа коммунальной инфраструктуры очень высокий, и для того, чтобы сделать её работу экономически и технически целесообразной, нужны большие затраты.
– О необходимости значительных капитальных вложений сказано в резюме по итогам энергетического обследования систем коммунального теплоснабжения Иркутской области, в котором вы участвовали как начальник производственно-технического отдела Центра энергоресурсосбережения. В работе областных властей выводы из него учитывались?
– Обязательно. Все результаты энергетических обследований, которые проводились за счёт областного бюджета и муниципалитетов, стали основой для реализации программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и формирования перечня мероприятий по подготовке к отопительному сезону. То есть результаты ни одного энергообследования не были потеряны.
– Как человек, проводивший обследования, можете сказать, какие проблемы характерны для систем теплоснабжения Иркутской области?
– Здесь есть два фактора. Один чисто технический – это износ и низкая эффективность оборудования, которые устраняются за счёт модернизации. Второй фактор – человеческий. Если с первой задачей мы как-то справляемся за счёт средств областного бюджета, муниципалитетов и предприятий, то со второй, связанной с низкой квалификацией обслуживающего персонала, справиться очень сложно. Нет у людей стимула для качественной работы, и уровень образования зачастую не позволяет принимать правильные управленческие и технические решения. Вот это очень серьёзный вопрос. Но он относится не ко всем территориям, есть благополучные в этом плане муниципалитеты. Во многом всё определяется личностью человека, который отвечает за этот участок: если он вменяемый, если он болеет за своё дело, он будет учиться, пытаться понять ситуацию. Чего не скажешь о случайных людях, которых в коммунальной энергетике, к сожалению, очень много.
– Наверное, какой-то отсев таких людей всё же идёт?
– У нас жесточайший кадровый голод. Мы это видим даже на уровне министерства. Квалифицированных людей, которые могли бы и хотели работать, набрать очень сложно.
– Но про руководство министерства этого точно не скажешь.
– Это естественно.
– Вы были включены в состав координационного совета по развитию энергетики Иркутской области. Можете рассказать о своём опыте работы в составе этой структуры, реализуются ли какие-либо из принятых ею решений?
– Я была на последнем заседании координационного совета, которое проходило в конце мая. Очень тягостное впечатление произвёл он на меня: Иркутская область рассматривается исключительно как энергетический донор, вопросы о комплексном развитии региональной энергосистемы не поднимаются. Мы для всех источник энергии: наши ГЭС должны работать, наши ТЭС в аварийных ситуациях должны обеспечить резервирование мощности. А как мы будем выходить из этой ситуации, поддерживать их жизнедеятельность – на уровне Сибирского федерального округа такие вопросы в принципе не поднимаются. Это, с одной стороны, плюс, так как говорит о том, что Иркутская энергосистема надёжна. Но с другой – это минус, потому что мы понимаем, что она элементарно стареет и требует существенных капитальных затрат на модернизацию.
– И такие затраты предусмотрены в программе модернизации коммунальной инфраструктуры?
– Здесь два аспекта. Если мы говорим о координационном совете, то он занимается исключительно большой энергетикой, работой генерирующих мощностей. А что касается комплексной модернизации жилищно-коммунального хозяйства, то это наши системы теплоснабжения, которые совету в принципе не интересны.
Интервью записал Егор ЩЕРБАКОВ