издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особое приглашение

  • Автор: Дмитрий Шибанов, по материалам СМИ

Российский топливно-энергетический комплекс давно стал инструментом глобальной политики, но этим летом обвинения в том, что Москва вновь использует газовую трубу как орудие давления на весь мир, звучат как никогда громко. Только-только стихли информационные залпы «газовой войны» с Белоруссией, как развернулись ожесточённые сражения вокруг трубопровода «Южный поток».

Проект «Газпрома» «Южный поток» предусматривает строительство газопровода по дну Чёрного моря до побережья Болгарии, а далее – на северо-запад, транзитом через Сербию в Австрию и Венгрию, и на юг – в Грецию и Италию. Этот проект конкурирует с другим перспективным проектом – строительством газопровода Nabucco, по которому газ из Туркмении и Азербайджана должен пойти через Турцию и Болгарию в страны ЕС, прежде всего в Австрию и Германию.

Влиятельная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что правительство Германии и ЕС считает Nabucco «важным фактором энергетической безопасности». «Диверсификация источников газа – это условие надёжного снабжения газом Европы, поэтому федеральное правительство поддерживает этот проект», – цитирует газета федерального министра экономики Райнера Брюдерле.

В дискуссии вокруг этих проектов столкнулись сейчас интересы не только России и Германии, но и всего Евросоюза, а также Китая и стран Каспийского бассейна. Гонконгская Asia Times, говоря об интересах Поднебесной, отмечает: Китай сегодня не только усиленно наращивает собственную добычу газа, но и расширяет импорт – правда, не за счёт контрактов с «Газпромом», а получая сжиженный природный газ из Австралии, Катара, Малайзии и Папуа-Новой Гвинеи. Также Китай по газопроводу «Восток-Запад» получает газ из автономного региона Синьцзян, где разведанные запасы составляют порядка 700 миллиардов кубометров (примерно в десять раз меньше, чем в США). Чтобы сорвать контакты Китая с такими производителями газа, как Иран, администрация Барака Обамы подписала соглашение по передаче китайцам технологий добычи сланцевого газа. Пекин официально поставил перед собой задачу к 2020 году увеличить добычу метана из угольных пластов в шестнадцать раз.

Но это вовсе не значит, что Китай потерял интерес к прикаспийскому газу, завершив строительство трубопровода длиной почти в две тысячи километров, соединившего Синьцзян с богатыми природным газом Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией. В связи с чем аналитики предсказали конец энергетической гегемонии России в Средней Азии. А в начале июня президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов объявил о строительстве транстуркменского трубопровода, который свяжет трубопровод «Китай-Средняя Азия» с залежами газа, расположенными на западе страны, – теми самыми, на которые был рассчитан пользующийся поддержкой США и ЕС проект транскаспийского трубопровода Nabucco. По словам туркменского президента, двухмиллиардный проект будет построен на туркменские деньги силами туркменских рабочих, а также с помощью туркменских технологий, однако Asia Times считает, что его реализация без финансовой и технической помощи со стороны Китая крайне маловероятна.

«Потребность китайских потребителей в газе отправила китайские компании прямиком в гущу одной из самых ожесточённых геополитических битв. Если китайские компании не проявят благоразумие, то Пекин может оказаться вовлечённым в сложные проблемы безопасности региона: афганскую, грузинскую, иранскую, нагорно-карабахскую», – озабоченно заключает газета.

Действительно, атмосфера вокруг проекта Nabucco несколько перегрета. Например, на церемонии подписания межправительственного соглашения по строительству газопровода в Анкаре президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что «прошлогодняя война на Кавказе – это агрессия России против Nabucco». В апреле 2009 года на газопроводе, соединяющем Россию с Туркменией, произошёл взрыв – и некоторые туркменские официальные лица обвинили Москву в намеренном перекрытии газопровода с целью избежать платы за газ во время внезапного снижения мирового уровня цен.

В июле тема конкуренции Nabucco и «Южного потока» получила неожиданно новое звучание. В СМИ просочилась информации о том, что «Газпром» «предложил германской RWE присоединиться к проекту «Южный поток», хотя уже было известно, что та участвует в конкурирующем проекте Nabucco. Об этом сообщила та же германская Handelsblatt со ссылкой на неназванные источники. «Концерн RWE несколько дней хранил молчание, но затем всё-таки подтвердил, что «Газпром» обратился к RWE с просьбой рассмотреть возможность участия в консорциуме по строительству газопровода «Южный поток». Это предложение, как и любое другое, будет рассмотрено», – сообщает РБК. Агентство отмечает, что «Газпром» с этой формулировкой не согласился: зампред правления концерна Александр Медведев заявил, что немецкой RWE «Газпром» никакого предложения не делал. Это противоречит сообщению той же Handelsblatt, по данным которой именно Медведев обращался к члену правления RWE, курирующему вопросы стратегического развития компании, Леонхарду Бирнбауму.

«В близких к Nabucco кругах постоянно слышны жалобы на то, что «Газпром», мол, давит на такие страны, как Туркмения и Азербайджан, с тем чтобы те не заключали с Nabucco договоров на поставку газа. Действительно, до сих пор консорциум Nabucco гарантированных поставщиков газа для наполнения своего газопровода так и не нашёл. В конце июня RWE снова обращалась к Туркмении и Азербайджану с просьбой дать твёрдое согласие на такие поставки для Nabucco», – сообщает «РБК daily».

Эксперты «Ведомостей» не переоценивают значения этой новости: «Газпром» не первый раз зовёт участников Nabucco в «Южный поток», напоминает директор департамента «2К аудит–деловые консультации» Александр Шток. Например, были переговоры с румынской Transgaz, есть соглашения с Венгрией и Болгарией. Их участие логично, поскольку «Южный поток» пройдёт по их территории, рассуждает Шток, а вот RWE интересны прежде всего поставки газа.

«От Nabucco RWE не отказывается, – заверил Handelsblatt гендиректор RWE Supply & Trading Стефан Юдиш. – Мы остаёмся в Nabucco и не видим сейчас никаких других проектов, которые имели бы такой же смысл». 

Возможно, переговорами с «Газпромом» германский концерн просто подталкивает среднеазиатские страны к тому, чтобы те быстрее определились, не исключает глава East European Gaz Analysis Михаил Корчемкин. А договориться двум концернам будет сложно, считает он, так как RWE и «Газпром» вряд ли сойдутся по цене газа, который будет поставляться по «Южному потоку», а действующих контрактов у них нет.

По информации из правительственных кругов Германии, канцлер ФРГ Ангела Меркель обсуждала вопросы, связанные с Nabucco и «Южным потоком», с президентом Дмитрием Медведевым в ходе российско-германских консультаций в Екатеринбурге. 

Свою заинтересованность в судьбе Nabucco подчёркивают и в Еврокомиссии. В ближайшее время Еврокомиссия планирует провести специальный политический семинар на эту тему, в котором примут участие высокопоставленные представители не только RWE, но и таких газодобывающих стран, как Азербайджан и Туркмения. А на осень в Брюсселе намечена большая конференция по окончательному согласованию всех вопросов по Nabucco, так как этот проект в Евросоюзе считают «своим», сообщает «РБК daily». «Брюссельские чиновники не скрывают своей озабоченности. Или всё получится в 2010 году, или о Nabucco мы можем забыть», – цитирует газета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры