Большие амбиции «Малого юга»
Инвестиционная программа ОАО «Иркутскэнерго» в 2010 году была увеличена с 3,2 млрд. рублей в кризисном 2009-м до 5,1 млрд. Компания вернулась к проектам, которые пришлось заморозить из-за экономического спада. Среди них оказался весьма масштабный и амбициозный проект «Малый юг», предусматривающий объединение систем теплоснабжения Иркутска и Ангарска. Уже в этом году выделены средства на строительство сетей в двух городах, а через два-три года будет рассматриваться вопрос о создании транзитного трубопровода между ними. В том, что работы в Ангарске идут полным ходом, убедились корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий ДМИТРИЕВ.
О необходимости объединения систем теплоснабжения Иркутска и Ангарска заговорили ввиду проблемы энергодефицита и перспективы развития территории между двумя городами. Как известно, столица Приангарья зависит от одного крупного теплоисточника – Ново-Иркутской ТЭЦ, а часть города снабжается теплом за счёт экономически и технически неэффективных котельных. Решить эту проблему предложили за счёт загрузки ТЭЦ-10 в Ангарске, мощностей которой достаточно для того, чтобы покрыть растущие потребности в теплоэнергии. Эту идею и заложили в основу проекта «Малый юг». А реализовывать его начали в 2008 году. Тогда энергетики приступили к строительству тепловых сетей в иркутском микрорайоне Ново-Ленино и Ангарске, а также магистрального трубопровода между ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10. Но из-за финансового кризиса работы пришлось заморозить – сказалась неблагоприятная ситуация, заставившая «Иркутскэнерго» сократить инвестиционную программу, а потребителей – планы по развитию и, соответственно, потреблению тепловой и электрической энергии. Но уже в 2010 году к проекту вернулись, разделив его на два этапа – развитие тепловых сетей Ангарска и Иркутска и строительство транзитного трубопровода между двумя городами. «Сейчас мы реализуем первый этап и возвращаемся к анализу необходимости реализации второго по мере восстановления прогнозного спроса на тепловую энергию», – рассказывал ранее «Сибирскому энергетику» начальник управления по стратегии «Иркутскэнерго» Дмитрий Шумеев. А на пресс-конференции после годового общего собрания акционеров компании генеральный директор «Иркутскэнерго» Евгений Фёдоров заявил, что на претворение в жизнь проекта «Малый юг» в 2010 году будет затрачено около 700 млн. рублей.
Грандиозные задачи и ощутимые нагрузки
Когда «Малый юг» будет реализован, высвободившиеся мощности ТЭЦ-10, обеспечивающей теплом юго-западную часть Ангарска и Ангарский электролизный химический комбинат, можно будет использовать для теплоснабжения Ленинского района Иркутска. А ТЭЦ-9, обслуживающая около 80% жилых домов Ангарска и значительную часть промышленных предприятий, возьмёт на себя дополнительную нагрузку в объёме 315 Гкал в час. «Задачи грандиозные, мы осваиваем в этом году львиную долю затрат по магистрали № 6», – заметил директор ТЭЦ-9 Олег Посёлкин. По данным отдела капитального строительства теплоэлектроцентрали, в 2010 году инвестиции в строительство трубопровода составят около 500 млн. рублей, тогда как до его консервации было израсходовано 450 млн.
За счёт тех средств, которые предполагается потратить в 2010 году, будет построено 90% теплотрассы (20–30% было готово к концу 2008 года. – «СЭ»), а в 2011-м сооружение трубопровода будет завершено, на нём установят насосы и другое необходимое оборудование. Запуск объекта намечен на конец следующего года. После этого ТЭЦ-9 возьмёт на себя существующую нагрузку ТЭЦ-10 в количестве 163 Гкал в час и 25 Гкал в час перспективной нагрузки. В зоне теплоснабжения самой ТЭЦ-9 в будущем потребуется 92 Гкал в час, которые пойдут на теплоснабжение Прибрежного района. При этом она передаст 43 Гкал в час под возможное расширение зоны ТЭЦ-1, обеспечивающей энергоснабжение Ангарского нефтехимического комбината.
«Ответственность «девятки» возрастает в разы, – подчеркнул Олег Посёлкин. – Если сейчас мы несём 80% ответственности по промышленной площадке Ангарска, то потом будет порядка 98%». Для того, чтобы обеспечить возросшую нагрузку, придётся расконсервировать часть оборудования ТЭЦ-9 – котлоагрегат и турбину № 4, которая была выведена из работы в 2004 году при реализации программы управления издержками. Потребуется и дополнительный персонал – четыре человека для работы в турбинном цехе и пять новых сотрудников для обслуживания котла. Но директор ТЭЦ-9 заверил нас, что возможности теплоэлектроцентрали позволяют целиком и полностью принять дополнительную нагрузку. «У нас есть резервы, – сказал он. – И сейчас все усилия направлены на поддержку основных подразделений, чтобы персонал был подготовлен. И, с одной стороны, мы готовимся к принятию нагрузки, а с другой – у нас пошёл приток желающих работать на ТЭЦ». К тому же оборудование способно «переварить» увеличение нагрузки в полтора раза, которое произойдёт после завершения строительства магистрали.
Труднодоступная теплотрасса
«В этом году хотим на 90% проложить трубопровод», – рассказал инженер отдела капитального строительства ТЭЦ-9 Денис Кутняков, согласившийся продемонстрировать магистраль. Длина всей трассы составит 9,887 км, на которые придётся 17 переходов через автодороги, пять – через железнодорожные пути и ещё один подземный переход под трамвайными путями. Две трубы – магистраль строят в двухтрубном исполнении из 11,6 км труб диаметром 1000 мм и 8,2 км труб диаметром 800 мм – покоятся на 85 направляющих железобетонных опорах и более чем 400 подвижных опорах, также выполненных из железобетона. Кроме того, на всём протяжении теплотрассы расположены пять павильонов и одна насосная станция – НПС-6. А для того, чтобы компенсировать деформации трубопровода, будут использоваться 102 сильфонных компенсатора. «Это уникальный объект, последние лет пятнадцать мы точно такого не строили», – заметил Денис Кутняков.
Но нам довелось увидеть только малую часть магистрали – она проходит по болотистой местности с высоким уровнем грунтовых вод, так что подобраться к большинству участков очень и очень сложно. Поэтому побывать на тех отрезках вдоль тёплого канала, которые построили в 2008 году и потом законсервировали, не удалось. «Жаль, что нельзя показать здание для насосной станции, чтобы вы убедились, что оно уже построено, – посетовал наш собеседник. – Но туда точно не проехать – последний раз пробиться удалось только на «уазике», включив оба моста». Мы же, предусмотрительно не став съезжать с асфальта, добирались до места работ пешком. Им, кстати, оказался один из тех участков, на которые приходятся переходы через железнодорожные пути. Если точнее – стык железнодорожного полотна с трамвайными путями, находящимися примерно на метр выше него. Именно сюда сгружают с железнодорожных платформ новые трамваи, прибывающие в Ангарск. А рядом сотрудники ООО «Строительное многопрофильное предприятие № 621» (СМП-621. – «СЭ») строят отрезок теплотрассы, значимой не только для города, но и для областного центра. СМП-621 отвечает за два участка магистрали, ещё на четырёх работает ЗАО «Спецэнергоремонт». Всего к строительству трубопровода привлечены пять подрядчиков, в числе которых ЗАО «Иркутскэнергоремонт», ООО «Энергоремонтзащита» и ООО «Единство».
В тот момент, когда мы прибыли, к переходу через пути приваривали трубу. «За стыки я беспокоюсь меньше всего», – ответил Денис Кутняков на вопрос о контроле за качеством работ и о том, как влияют непростые условия строительства на надёжность теплотрассы. Впрочем, и остальной трубопровод не вызывает особых опасений, поскольку по всей его длине ведётся жёсткий геодезический контроль. Так что выступивший в качестве экскурсовода инженер особо подчеркнул, что его замечание о том, что после дождей «всё развозит», касается только подъездов к магистрали. В подтверждение его слов за нашей спиной в тот момент работал экскаватор, засыпавший песком раскисшую после дождя дорогу. Но даже то, что технику приходится отвлекать от строительства, не помешает запустить теплотрассу в конце 2011 года, так что с этого момента ТЭЦ-9 сможет взять на себя дополнительную нагрузку и высвободить мощности ТЭЦ-10, которые в дальнейшем смогут обеспечить развивающуюся застройку между Ангарском и Иркутском.