Уроки «Матросской тишины»
В последние годы в российских театрах вдруг неожиданно обострился интерес к драматической хронике Александра Галича «Матросская тишина». С одной стороны, это можно объяснить тем, что сегодня трудно найти пьесу, в которой так ярко и удивительно правдиво воспроизведены трагические события истории Советского государства: первые пятилетки, репрессии 1937-38 годов и, наконец, Великая Отечественная война. В этом смысле пьеса Галича – просто подарок, особенно на фоне широкой дискредитации всего советского. С другой стороны, талантливый поэт, прозаик, сценарист и драматург Александр Галич в своей хронике «Матросская тишина» предоставил театру и зрителям прекрасную возможность проследить эту историю через судьбы классически выписанных образов вообще и через образы исторически преследуемых еврейских представителей в частности. И в этом таится сложность для театральных художников. Удивительно, как этого не понял в шестидесятые годы Олег Ефремов, когда на от- крытие зарождающегося театра «Современник» он предложил постановку «Матросской тишины». Хорошо, что это не закончилось для молодого театра натуральной «Матросской тишиной».
А для Александра Галича хроника стала ещё одних фактом компромата, который оказался поводом его высылки из Советского Союза. Молодое поколение и люди среднего возраста знают Галича как одного из основоположников бардовской песни, некоторые, быть может, вспомнят о Галиче – сценаристе популярной лирической комедии «Верные друзья», а уж Галича-драматурга, автора таких пьес, как «Пути, которые мы выбираем» и «Август», назовут специалисты. Его же пьесы в какой-то степени стали сюжетной предтечей его песен, которые по искренности, сердечной боли и обострённости сознания честного человека открыли в бардовском песенном движении социальное и политическое направление.
Вот к драматической хронике этого удивительного автора – «Матросской тишине» и обратился Иркутский академический драматический театр имени Охлопкова.
Следует отметить, что постановщик «Матросской тишины» Геннадий Шапошников на сей раз более осторожно и экономно подошёл к переработке пьесы драматурга Галича, хотя творческий зуд был обозначен решительно: «Этот текст надо беспощадно переписывать!» (цитата по выступлению Г.Шапошникова на репетиции). Дело, слава богу, ограничилось сведением четырёх действий в два и незначительными потерями в тексте. Несомненно, это придало больший динамизм спектаклю, хотя первое действие чрезвычайно статично, мало расцвечено интонационно и оттого монотонно, и весь спектакль выигрывает за счёт второго акта, в котором также не помешало бы актёрской импровизации.
Своеобразную декорацию придумал сценограф – заслуженный художник России Виктор Герасименко. Зеркало сцены с двух сторон закрыто двумя симметрично расположенными чёрными стенами, и активно действующим началом декорации остаётся широкая чёрная лестница, которая уходит под потолок сцены. Её лестничные ступени обозначают и квартиру Абрама Шварца, и комнату в общежитии консерватории, и госпитальный отсек, и нисхождение умершего Абрама Шварца к своему сыну Давиду. В то же время режиссёр достаточно часто (особенно в первом акте) переносит действие спектакля в углубление в центре сцены, оставляя лестницу для большего использования во втором действии. И уж где лестница безусловно оправданна, так это в финальной сцене Давида и Абрама Шварца.
Несомненная ценность новой премьеры драматического театра заключается в его безусловной искренности, предельно обозначенном нервном тонусе, которым проникнуты практически все действующие лица спектакля. Если бы я не знал грозные высказывания режиссёра Геннадия Шапошникова, то с удовлетворением отметил бы, что нынешней премьерой театр ещё раз вносит существенный вклад в формирование нравственной культуры нашей молодёжи. Может быть, это показалось только мне, но я не почувствовал генерального осуждения некоторых мрачных страниц нашей истории, потому что людские характеры, их взаимоотношения не есть следствие извращённой власти, а в большей степени это мера ответственности семьи. И в этом смысле я вижу особую значимость новой премьеры театра – «Матросской тишины».
В центре спектакля по замыслу А.Галича два образа: Абрам Шварц, работающий в конторе и слегка махинирующий на складе, и его юный сын Давид, которого отец терроризирует занятиями на скрипке, потому что вековая мечта еврейского отца – однажды сидеть в первом ряду концертного зала, где его мальчик исполняет музыку Венявского. Абрама Шварца играет Степан Догадин. Это сложный экзамен для артиста, потому что нужно передать национальный колорит образа, не впадая в искус экзальтированного интонирования и запредельной жестикуляции. Во многом Догадину удаётся удержаться в пределах нормы, его Абрам очень мягкий, беззлобный, слегка ироничный, хотя, мне кажется, сейчас над актёром довлеет страх чего-то переборщить, где-то поднажать, и потому Степан Догадин весь спектакль находится в явственно ощущаемом напряжении. Конечно, это со временем отойдёт, и тогда мне бы хотелось видеть импровизационную игру Догадина, реализацию обязательного еврейского пограничья – тонкого юмора, непременно неожиданно сочетающего нерв на слезах.
Мне кажется, есть над чем подумать при интерпретации образа Давида (артист А.Орлов), сегодня в нём много злости, она превалирует в его характере. Очень убедителен и по-человечески симпатичен мудрый Мейер Вольф (артист Александр Ильин), обаятелен в своей несокрушимой партийной и гражданской правоте Иван Чернышёв (заслуженный артист России Игорь Чирва).
Особое удовольствие получаешь от женского состава театральной труппы Иркутского академического театра. Это яркая, точно попадающая в характер образа Розы Борисовны Гуревич заслуженная артистка России Татьяна Двинская; умная, чуткая, страдающая от неразделённой любви и способная на подвижничество Хана (артистка Ярослава Александрова); взрывная и экспрессивная, очень милая и непосредственная Танька Сычёва (артистка Анастасия Пушилина) и такие разные, такие неординарные и такие верные судьбе и людям Татьяна Шварц (артистка Марина Елина), Людмила Шутова (артистка Татьяна Буйлова), Людмила Чернышёва (артистка Евгения Гайдукова).
Итак, Иркутский академический драматический театр им. Н. Охлопкова поставил серьёзный и поучительный спектакль «Матросская тишина». В этом названии много скрыто настораживающего и предостерегающего, и крайне важно, чтобы человеческие взаимоотношения на всех уровнях судьбы не имели бы ничего общего с «Матросской тишиной» сегодняшнего предназначения.