Склеп под домом главаря
«Я ему говорю: «Может, пойдём отсюда: два сторожа всё-таки... Или давай их свяжем. Он говорит: «Да зачем? Проще застрелить», – рассказывал на следствии Андрей Свинов. Его «коллега» по убийству Иван Татаринов твёрдо решил застрелить спящих. В темноте было непонятно, кто лежит на кровати – мужчина или женщина. По одежде бандиты решили, что один из спящих – милиционер. Татаринов бросил: «Тогда тем более надо убивать». Они подняли автоматы и расстреляли людей. Только потом они поняли, что на кровати спали две женщины... Три жестоких убийства, серия разбоев, нападение на караул в воинской части микрорайона Зелёный. Потом эти убийства назовут «бессмысленными», потому что никаких серьёзных мотивов для них не оказалось.
Утром 29 июня 1995 года жителей военного городка микрорайона Зелёный повергло в шок известие о том, что ночью четверо неизвестных преступников, вооружённых холодным оружием, напали на солдат, охранявших один из постов воинской части. Трое военнослужащих дожидались смены караула, когда в помещение ворвались четыре человека в масках и, не говоря ни слова, стали их избивать. Цель у нападавших была одна – завладеть автоматами Калашникова. Били сильно, жестоко. Гораздо сильнее, чем нужно для того, чтобы просто отнять оружие. Солдаты получили тяжелейшие травмы, за их жизни после боролись медики. Один из военнослужащих навсегда остался инвалидом. Преступники скрылись с тремя автоматами и полными боекомплектами к ним. Мог ли кто-нибудь из пострадавших солдат предположить, что под одной из масок скрывался их недавний сослуживец Иван Татаринов?
С главарём будущей банды Дмитрием Антоновым Иван познакомился ещё на срочной службе в армии. После демобилизации Татаринов первым делом зашёл к своему знакомому, который, в свою очередь, представил ему ещё одного человека – Рашида Нигманова. Так сколотился костяк банды. Далеко решили не ходить, а раздобыть оружие тут же, напав на караул воинской части в Зелёном. В деле участвовал ещё один человек – Андрей Семёнов. А уже когда в распоряжении банды оказалось оружие, «подтянулся» и пятый, друг Семёнова Андрей Свинов. В отличие от товарищей, этот имел за плечами богатое криминальное прошлое.
В один из августовских дней 1995 года Татаринов, Свинов и Антонов вышли к остановке общественного транспорта «Микрохирургия глаза». Им нужно было доехать до дачи главаря, но у того, как назло, сломалась машина. Ничего заранее они не планировали, видимо, убийство для них было таким же будничным делом, как сходить в магазин. Увидев на улице такой же «Москвич», как у Семёнова, они «тормознули» его. Решение было принято немедленно – водителя застрелили, а на машине отправились в загородный дом. Пришлось заняться тяжёлым физическим трудом, на то она и дача. Правда, не грядки копать, а могилу. Рыли прямо под домом, «склеп» закрыли бетонными плитами. Уже потом на следственном эксперименте Антонов расскажет, что могила эта напрямую сообщалась с погребом. Его жена, спускаясь в погреб и доставая картошку, морковку, варенье, не могла знать, что всего в нескольких метрах от неё лежит разлагающееся тело человека, убитого ни за что. Просто потому, что троим отморозкам надо было на чём-то доехать до дачи.
А к сентябрю Андрей Свинов предложил «коллегам» по банде заняться «работой». Он присмотрел складское помещение по улице Касьянова, где, по непроверенной информации, хранился китайский ширпотреб. Склад находился на территории маленького пустующего общежития. На дело отправились трое – Татаринов, Свинов и Нигманов. За несколько дней до этого Свинов «изучил обстановку» и присмотрел лазейку – в одном из оконных проёмов не было стекла. Ночью трое бандитов легко попали внутрь.
Из следственных показаний Свинова:
«Там была кровь – на кровати, на полу. Потом на столе лежали штаны, милицейские, по всей видимости, потому что они были серые с красной полоской».
Обходя комнату за комнатой, бандиты обнаружили в одной из них двух спящих людей. Свинов, зная нрав Татаринова, чувствовал, что просто ограблением дело не кончится. Но Татаринов уже вошёл в раж и бросать дело на полпути не собирался. Позже, во время следствия, Свинов расскажет: «Я ему говорю: «Может пойдём отсюда: два сторожа всё-таки… Или давай их свяжем. Он говорит: «Да зачем? Проще застрелить». Татаринов уже решил – спящим не жить. В темноте было непонятно, кто лежит на кровати – мужчина или женщина. И тут Свинов зачем-то вспомнил о милицейских брюках. «Просто Татаринов сказал, что второй, мол, в тёмной одежде, – рассказывал он следователю. – Я предположил, сказал ему, что, может быть, там милиционер спит. Он сказал: «Тогда тем более надо убивать». Они подняли автоматы и расстреляли спящих. Теперь надо было убедиться, что они мертвы. Когда они подошли к кровати, то увидели, что окровавленные жертвы уже не дышали. Там были не милиционеры, а две женщины. Одна – сторож, другая – её подруга, пришедшая к ней ночевать в это роковое дежурство. Однако Татаринова не это тронуло до глубины души. Он сильно расстроился, когда узнал, что на складе ничего не было, кроме старой мебели, металлических кроватей и другой рухляди. Ну, ошиблись бандиты, бывает. Цена-то невелика – две невинные жизни.
Неудача не остановила бандитов. Им даже не пришло в голову «залечь на дно». Они совершили ещё несколько мелких краж – в гаражном кооперативе в микрорайоне Юбилейный и в двух садоводствах. 29 сентября 1995 года экипажи СОБРа и РУОПа оцепили дачу Антонова, где находилась вся банда, кроме Семёнова. Его задержали через несколько дней. Бандитов взяли без единого выстрела. Автоматы, похищенные из воинской части, оперативники нашли сразу – два из них лежали под кроватями, третий висел на вешалке под одеждой. Следствие по делу банды Антонова длилось больше года. И вот Иркутский областной суд выносит приговор: Рашиду Нигманову и Андрею Семёнову – по 9 лет, Андрею Свинову – 14 лет, Ивану Татаринову и Дмитрию Антонову – по 15 лет лишения свободы. Все с конфискацией имущества.
(Все имена и фамилии изменены).