Спорная инициатива
Заменить транспортный налог акцизом на бензин для формирования специальных дорожных фондов предлагает федеральное правительство. Такое решение было принято на совещании в Министерстве транспорта РФ, сообщает «Российская газета». Акциз предполагается взимать на выходе бензина и дизтоплива с НПЗ, что повлечёт, как минимум, увеличение стоимости нефтепродуктов в рознице. Сторонники инициативы ссылаются на её «справедливость» (больше будут платить те, кто больше ездит) и положительные последствия для дорожной отрасли. Противники полагают, что в результате могут пострадать сельское хозяйство и региональные бюджеты.
Идею отменить транспортный налог и увеличить акциз на бензин высказали весной этого года депутаты Госдумы. Напомним, в прошлом году ситуация с транспортным налогом, исходную ставку которого планировалось увеличить вдвое, привела к росту социальной напряжённости в ряде регионов страны. Теперь же федеральное правительство обсуждает возможность отказаться от налога с 2011 года и повысить акцизы на топливо от 1,5 до 3 рублей. Полученные средства должны, по замыслу авторов идеи, перераспределяться в региональные дорожные фонды и расходоваться на ремонт и развитие дорожной сети.
Предполагается, что акциз будет взиматься на выходе бензина и дизтоплива с нефтеперерабатывающих заводов, и речь о том, чтобы дорожный фонд формировался с налога продаж на бензоколонках, не идёт. По сообщениям федеральных СМИ, ряд регионов высказывали мнение о необходимости введения акциза и параллельного транспортного налога для машин мощностью более 150 лошадиных сил.
Пока же окончательного решения, как и чёткой схемы, как может работать нововведение, нет. В случае принятия изменений потребуется внести поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, определить понятную формулу для расчёта акцизов и так далее.
Во вторник тему модернизации транспортной системы и создания региональных дорожных фондов обсуждали и в Иркутске, на заседании центра социально-консервативной политики «Байкал». Министр строительства и дорожного хозяйства области Руслан Болотов и председатель ЦСКП «Байкал», генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен высказались в поддержку создания дорожных фондов, поскольку это может дать толчок к развитию дорожного хозяйства области. Сейчас отрасль финансируется из разных источников, а транспортный налог тратится на дороги лишь частично.
«Развеять иллюзии» собравшихся попытался Алексей Зезуля, заместитель министра финансов региона. Он отметил, что по объёму расходования средств на дороги область приблизилась к уровню благополучного 2007 года, когда на содержание, строительство, текущий и капитальный ремонт было направлено 1,7 млрд. рублей из областной казны. В этом году в бюджете заложено на те же цели 1,67 млрд. рублей.
Вместе с тем системной тенденцией, по мнению минфина, является сокращение финансирования из федерального бюджета. «В ближайшей перспективе мы будем иметь ситуацию, когда центр будет финансировать точечные объекты», – предупредил замминистра.
Он добавил, что и Минфин России занимает отрицательную позицию в отношении дорожных фондов. Опасения регионального ведомства вызывает в первую очередь схема распределения средств, полученных в качестве акцизов на топливо. Как правило, деньги, которые собирают регионы, направляются в центр, и затем уже субъекты федерации получают средства по определённому нормативу. «Я вообще не уверен, что цифра из всех источников превысит нынешние 1,6 млрд.», – сказал Алексей Зезуля. Среди минусов дорожных фондов также их неравномерное наполнение и дополнительные расходы на администрирование.
В то же время смена налога акцизами, которая приведёт к удорожанию топлива, поставит под удар сельское хозяйство, что, в свою очередь, может отразиться на инфляции, добавил чиновник.
Региональное министерство финансов отдаёт предпочтение идее долгосрочных целевых программ, которые, с одной стороны, дали бы дорожникам гарантированный объём средств, с другой стороны, появилась бы привязка к срокам их исполнения.
По мнению источника «СЭ» в правительстве Приангарья, возможные налоговые изменения принесут мало хорошего, поскольку опыт перераспределения акцизов показывает, что область отчисляет больше, чем возвращается в региональную казну. А тот факт, что налогоплательщиками станут не физические лица – автолюбители, а предприятия, усложняет их сбор. Бороться с частными неплательщиками легче, чем с юридическими лицами, которые могут использовать разнообразные схемы увода средств, например, преднамеренное банкротство.
В то же время сторонники проекта обращают внимание на опыт других стран, где налог на дороги давно включён в стоимость бензина. Таким образом, больше платят те, кто больше ездит и потребляет больше топлива. Депутат областного Законодательного Собрания, член комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Тимур Сагдеев полагает, что пока не ясно, к каким последствиям для области может привести эта инициатива. «В то же время это будет справедливо по отношению к автолюбителям. Почему дачники и пенсионеры, которые ездят на машине, например, только летом, должны платить за весь год?» – считает депутат. За отмену транспортного налога говорит и тот факт, что владельцы мощных автомобилей, потребляющих больше топлива, будут и платить соответственно.
Встать на место автолюбителя попробовал Денис Писаревский, коммерческий директор компании «ОМНИ», которой принадлежит сеть АЗС в Приангарье: «Если я плачу, допустим, за машину 30 тысяч рублей налога в год, конечно, будет выгоднее, если этот платёж переложат на топливо». Возможное подорожание бензина в рознице на несколько рублей, по его мнению, может сначала привести к некоторому сокращению потребления, однако люди, которые привыкли к комфорту личного автотранспорта, в любом случае будут им пользоваться.