Терзают смутные сомнения
Влияние БЦБК на Байкал проверят с воды и суши
10 июля глубоководные аппараты «Миры» приступят к исследованию в районе Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) планируют взять пробы донных отложений и воды на разных глубинах Байкала. Проверить комбинат, который приступит в июле к промышленной варке белёной целлюлозы, намерены и учёные из Лимнологического института СО РАН. Росприроднадзор разрешил им провести отбор проб промстоков предприятия. Собеседники «Конкурента» надеются, что в результате исследований появятся новые, более объективные данные о нынешнем состоянии экосистемы озера.
В исследовании Росприроднадзора (РПН) территории вблизи БЦБК примет участие руководитель главного управления ведомства по СФО Евгений Калинин. Вместе с гидронавтами он планирует совершить несколько погружений вблизи Байкальска, сообщила «Конкуренту» заместитель директора по связям с общественностью Фонда содействия сохранению озера Байкал Инна Крылова. По её словам, к 10 июля «Миры» должны доставить в район БЦБК. «Как долго там пробудут аппараты, пока неизвестно. Всё будет зависеть от условий работы и выполнения задач. Цель погружений – взять пробы воды на разных глубинах и донные отложения», – отметила Инна Крылова.
О намерениях РПН использовать «Миры» для исследования влияния комбината на озеро ранее сообщал гендиректор ИФК «Метрополь» Михаил Слипенчук, организатор экспедиции «Миры» на Байкале». «Мы пошли навстречу государству, несмотря на то что экспедиция является полностью частной. Думаю, что, когда результаты будут получены, мы дадим ответ. Во всяком случае, я считаю, что БЦБК как минимум эстетически загрязняет Байкал», – отметил Слипенчук. По словам академика РАН Михаила Кузьмина, необходимость исследования продиктована тем, что комбинат продолжил работу. В июле предприятие планирует вывести первый поток варки белёной целлюлозы на промышленный объём и произвести за месяц около 4,5 тыс. тонн продукции.
Исследования «Миров» в районе Байкальского ЦБК проводились и раньше, рассказал на открытии байкальской экспедиции пилот «Мира-2» Евгений Черняев. В 2008–2009 годах глубоководные аппараты погружались, чтобы взять пробы грунта и воды с территории воздействия БЦБК (только в 2008-м «Миры» совершили на этом месте более 50 погружений). «Тогда вроде никаких особых изменений исследования не выявили. Но я обратил внимание на датчик солёности «Мира». В Байкале вода – это почти всегда дистиллят: датчик постоянно показывает лишь тысячные доли. А в районе, где погружались, на глубине от 300 до 700 метров, он зафиксировал другие данные. Они были больше обычного на пять единиц. При этом мы находились довольно далеко от берега – около тысячи метров», – припомнил Евгений Черняев. По его словам, такие показатели могут свидетельствовать о том, что в воде Байкала «лежит некое облако, которое распространяется в воде в зависимости от течения и других факторов». «Это значит, что изменения необязательно искать на дне. Вещества могут распространяться, зависая в толще воды», – предположил Черняев.
Параллельно с «Мирами» влияние химического комбината на Байкал проверят и специалисты Лимнологического института СО РАН. Как рассказал директор института академик РАН Михаил Грачёв, Росприроднадзор уже дал принципиальное согласие на отбор проб из стоков Байкальского ЦБК. Письменное разрешение ведомства ожидается со дня на день. Вместе с учёными анализ проведут сотрудники РПН. Не исключено, что будут привлечены и сторонние организации. «Проблема в том, что до сих пор, не-
смотря на заявления собственника комбината, достоверно неизвестно, начал комбинат выпуск белёной целлюлозы или нет. И если до сих пор предприятие функционирует в режиме пусконаладки, то проверять там будет нечего», – сказал Грачёв.
В отличие от научных организаций и надзорных органов, общественные экологические организации предпочли на время замять тему БЦБК. «Байкальская экологическая волна» отказалась от публичных акций протеста на лето. А глава фонда «Чистый Байкал» Виктор Мишуринский заявил, что организация сконцентрировалась на проблемах мусоропереработки на Ольхоне. «Мы, конечно, можем потребовать установить некое общественное наблюдение на комбинате. Но не будем. Нельзя объять необъятное», – сказал Мишуринский и добавил, что «многие, вплоть до речного пароходства, в какой-то мере загрязняют Байкал». «Куда, скажем, они сбрасывают фекальные воды?» – задаётся вопросом глава «Чистого Байкала». Впрочем, затишье экологов отчасти связано с ожиданием июльского заседания Комитета Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, где планируется обсудить вопросы состояния Байкала.
Некоторые собеседники «Конкурента» надеются, что исследования и обсуждение проблемы на мировом уровне хоть как-то прояснят экологическую ситуацию на предприятии, которое стало в последнее время крайне закрытым для общественности. На несколько официальных обращений «Конкурента» с просьбой разрешить посещение площадки комбината секретарь генерального директора БЦБК Любовь Измайлова ответила, что «Константин Михайлович вам так вежливо отказал» (гендиректор БЦБК Константин Прошкин. – Авт.). «Он не знает вашу компанию, кто вы такие, о чём пишете. Мы ничего вам не обязаны», – добавила она.
Впрочем, часть экспертов более скептично относятся к готовящимся исследованиям. «Погружение на «Мирах» уже совершил Путин. Он сказал, что Байкал в хорошем состоянии. Вряд ли ему будут перечить», – предположил один из собеседников «Конкурента» и добавил, что «за несколько дней аппаратам будет сложно набрать достаточно данных для полноценного исследования». Впрочем, ни одно существующее исследование изменений в экосистеме Байкала, в частности в районе БЦБК, пока не может в полной мере претендовать на объективность, полагает учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова. Тот же ежегодный доклад Минприроды о состоянии озера делается без чёткой системы мониторинга. Всё это приводит к отсутствию точных научных данных, уверена Максимова. По её словам, возможность получить их появится, когда будет утверждена федеральная целевая программа по охране Байкала и будут выделены бюджетные средства на системные исследования экосистемы озера.