издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Говорите – вас подслушивают!

В Иркутске раскрыта шпионская сеть

По словам заместителя генерального директора по защите бизнеса ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» Александра Бондаренко, в своей повседневной деятельности он всё время должен допускать, что в отношении компании может проводиться комплекс специальных технических мероприятий – говоря проще, кто-то может попытаться поставить контору на прослушку. И всё-таки, когда появилась информация, что в переговорной комнате иркутского офиса ОАО «Ангарскцемент» установлено подслушивающее устройство, руководство компании было шокировано: в Приангарье такие методы конкуренции на рынке как-то не приняты.

Но факт был, что называется, налицо: компактное устройство, установленное в комнате для совещаний, по радиоволне передавало информацию оператору, находящемуся где-то за пределами здания. Службами ГУВД Иркутской области совместно со службой безопасности была развёрнута операция по поиску и задержанию злоумышленников.

Председатель совета директоров ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат», депутат городской Думы Иркутска Олег Геевский направил в адрес генерал-лейтенанта милиции Алексея Антонова заявление, в котором написал следующее: «1 июля 2010 года в офисе по адресу: Дзержинского, 16, в моём присутствии и присутствии сотрудников службы безопасности и представителей правоохранительных органов обнаружено подслушивающее устройство неустановленного образца. Считаю, тем самым произошло незаконное вторжение в мою личную жизнь и общественно-политическую деятельность, нарушена тайна коммерческой деятельности. Прошу вас принять меры к установлению и задержанию виновных».

Милиция отреагировала незамедлительно: уже через три дня работа специалистов-радиотехников дала результат. К установленному факту прослушки добавились перехваты записей, по сигналу на радиоволне был установлен адрес, где находилось приёмное оборудование, определён круг лиц, которые могут быть причастны к организации незаконного разведывательного мероприятия.

В этот момент встречи с Олегом Геевским стали добиваться две незнакомки, которые ранее никак не были связаны с деятельностью предприятия. Лично Олегу Анатольевичу эти дамы были совершенно неизвестны, и в поле зрения службы безопасности предприятия они ранее не попадали. Возникло предположение, что женщины как-то связаны с организаторами прослушки. По предположению сотрудников милиции, целью их встречи могла стать или провокация, или, что вероятнее, попытка «дооборудовать» кабинет новой радиозакладкой.

Рандеву было назначено на 5 июля. К встрече в офисе «Ангарскцемента» подготовились: в кабинете были установлены скрытые видеокамеры, неподалёку притаились охранники и сотрудники милиции. Попав в кабинет, женщины завели разговор о необходимости поддержки инициатив молодёжи. Видеозапись зафиксировала, что в то время, пока одна из них настойчиво убеждала бизнесмена раскошелиться на поддержку туманных проектов с неясными перспективами, вторая незаметно прикрепила к нижней части столешницы письменного стола самоклеящуюся «таблетку» с электронной начинкой.

Как только наёмные «шпионки» покинули кабинет, их сразу «приняли» милиционеры. Одновременно был задержан человек, который осуществлял «прикрытие» парочки на улице. 

Взят с поличным техник-оператор, осуществлявший удалённое прослушивание.

– Я благодарен чёткой и оперативной работе правоохранительных органов, которая позволила в короткие сроки установить лиц, ведущих незаконную деятельность, – говорит Олег Геевский. – Тем не менее пока эта история оставляет больше вопросов, чем ответов.

Действительно, сейчас предстоит разобраться, в чьих интересах работали специалисты по промышленной разведке. Именно специалисты, поскольку в биографии задержанных есть и соответствующее образование, и стаж работы по этой специальности.

Кто же отправил агентов в рискованную командировку за компроматом? Не секрет, что на протяжении нескольких месяцев предприятие ведёт ожесточённую борьбу, сохраняя работоспособность и защищая активы от попыток раздробления и ликвидации. Все попытки оказать давление на ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» отбиты, причём отбиты законно, на основании соответствующих судебных решений. Шаг за шагом восстановлен полный производственный цикл, приступил к работе карьер «Перевал» как составная часть комбината, появились основания для наращивания объёмов выпускаемой продукции. 

Кому выгодно, чтобы завод снова встал? В первую очередь производителям цемента за пределами Иркутской области. Удар по «Ангарскцементу» – это удар по всей строительной индустрии Прибайкальского региона. 

«В пользу того, что заказчик акции из конкурентной среды, свидетельствует то, что сейчас на милицию пытаются оказать давление люди, чьи фамилии уже давно нам знакомы, – сообщил заместитель генерального директора по защите бизнеса ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» Александр Бондаренко. – Это лоббисты интересов крупных цементных холдингов».

«Меня возмущает не столько сам факт вторжения посторонних людей в мой офис, – говорит Олег Геевский. – Меня настораживает  психологическая готовность заказчика этой мерзости использовать компромат для решения бизнес-задач. Это отвратительно: никто не может считать себя защищённым, мы все находимся под прицелом». 

Под прицелом заказчиков шпионской акции находятся и правоохранительные органы: влиятельные покровители преступников в белых воротничках готовы вмешаться, чтобы сорвать расследование и заставить спустить расследование на тормозах.

У этой истории есть ещё один аспект – общественно-политический. Организация такой шпионской сети – дело недешёвое: оборудование стоит немалых денег, гонорары у специалистов, готовых работать на такой специфической аппаратуре, тоже немаленькие. Кроме того, для успешной разведки промышленным шпионам были нужны конспиративные квартиры, машины, а главное – местные помощники, которые работали водителями, стукачами и агентами наружного наблюдения.

Сейчас можно говорить, что в Иркутске несколько месяцев – а может, лет? – работала частная разведывательная сеть, которая занималась промышленным шпионажем в интересах крупных предприятий. И только ли промышленным? 

Сегодня с помощью компьютерных технологий запись самой невинной беседы можно превратить, по желанию заказчика, и в грязное шоу, и в политический фарс. Кто знает, в чьих ещё кабинетах были установлены «жучки», сколько решений было принято под угрозой обнародовать откровенные разговоры, не предназначенные для чужих ушей?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры