Виртуальный лектор
Умная техника проникает сегодня во многие сферы жизни, пытаясь заменить людей. Недавно специалисты по профилактике ВИЧ-инфекции в Иркутске «соревновались» с видеофильмами профилактической направленности, записанными в цифровом формате. Одновременно проводилось социологическое исследование среди студентов, целью которого было определить, какой из методов профилактики является более эффективным: традиционная лекция специалиста или просмотр фильмов по этой теме.
– Это исследование имеет для нас важное практическое значение, – говорит инициатор эксперимента, главный врач областного Центра по борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями Юлия Плотникова. – Иркутская область находится в стадии генерализованной эпидемии. Число зарегистрированных больных ВИЧ-инфекцией превысило 1% населения. И с каждым годом это число растёт. Перед нами стояла задача определить подход к профилактике, который бы обеспечивал массовый охват населения и высокую эффективность с учётом дефицита бюджета.
На сегодняшний день поражение ВИЧ в Приангарье превышает среднероссийский показатель в три раза. Это ли не сигнал, что пора менять отношение к профилактике! Учитывая высокий уровень распространения инфекции, необходимо, чтобы профилактикой было охвачено не менее 70% населения. Это непросто. Здесь можно ссылаться и на недостаточное число специалистов, и на нехватку финансов, но если так и дальше будет продолжаться, то в будущем нас ждёт экономическая катастрофа. Средств, необходимых на лечение ВИЧ-инфицированных, лет через пять потребуется больше, чем выделяют на всё здравоохранение в целом. Если цена на антивирусные препараты не снизится, то только на лечение вновь выявленных в 2009 году трёх тысяч больных ежегодно будет требоваться более полумиллиарда рублей.
Юлия Ракина, заместитель главного врача областного Центра по борьбе со СПИД, давно занимается проблемами ВИЧ-инфекции и является одним из самых авторитетных специалистов в этом направлении.
– Ситуация с ВИЧ, несмотря на появление новых антивирусных препаратов, остаётся напряжённой, – поясняет Юлия Николаевна. – Препараты довольно токсичны, и нередки случаи осложнений при их применении. На первом месте должна быть всё же профилактика. Врачи вместе с другими специалистами разработали эффективные профилактические материалы и создадут новые, но их массовое и регулярное использование возможно только при участии всех структур государства и общества и хотя бы небольшом постоянном финансировании.
В эксперименте по определению эффективности лекций и фильмов участвовали студенты Иркутской педагогической академии, Сибирской академии государственной службы, геолого-разведочного техникума и учащиеся профессионального училища № 2. Лекции читали специалисты Иркутского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, обладающие превосходными профессиональными знаниями и ораторскими способностями.
– Фильмы хороши как часть комплексной профилактики, – считает Елена Ряднова, заведующая отделом профилактики Центра по борьбе со СПИД. – Специалиста компьютером не заменить, ведь очень часто подростков интересуют вопросы, которые они решаются задать только наедине. Проведённое исследование доказало, что люди и техника должны быть сотрудниками, а не соперниками и формула «человек+компьютер» даст возможность в разы улучшить результат профилактических мероприятий. Важно, что теперь с полным научным обоснованием мы можем проводить эффективные профилактические мероприятия в тысячах учебных заведений.
Главный врач Центра по борьбе со СПИД Юлия Плотникова тоже уверена, что для подавляющей части населения, в том числе молодого, наиболее авторитетными специалистами по проблеме ВИЧ-инфекции остаются медики.
– Но, к сожалению, у нас недостаточно грамотных специалистов, чтобы разослать их по всей области, в каждый учебный или рабочий коллектив, – делится проблемами Юлия Плотникова. – По результатам исследования Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, даже далеко не все врачи имеют необходимый уровень знаний о ВИЧ-инфекции. Тем более нельзя ожидать полного владения информацией по этой проблеме от преподавателей школ и вузов. Клонировать квалифицированных специалистов мы не можем, а диски с фильмами, подготовленные с участием ведущих учёных, врачей, – легко. Да и компьютеры сегодня уже есть везде, даже в самой отдалённой сельской школе.
По результатам исследований готовится научное сообщение, но часть материалов уже проанализирована. Учащимся были заданы вопросы: «От кого вы получили больше информации: от лекции специалиста или просмотра фильмов?» и «Что вызвало у вас большую мотивацию на безопасное поведение?». Более 30% опрошенных ответили, что разницы нет, примерно 25% респондентов отметили лекцию врача, а 40% – просмотр фильмов.
– Нужно не сожалеть о негативном влиянии современной техники на воспитание молодёжи, а использовать её на благо человека, – уверен автор проекта Виктор Канавин. – Телевидение породило такие социально-негативные явления в обществе, как пивной алкоголизм, распущенность, но с помощью компьютера мы можем изменить ситуацию в молодёжной среде к лучшему.