Правительство сменило ноль на льготу
Правительство РФ отменило нулевую ставку экспортной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири. Вместо неё с 1 июля 2010 года будет действовать новая льготная ставка в размере 69,9 доллара за тонну нефти. Соответствующее распоряжение председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал 26 июня. Нефтяники отмечают, что новая льгота сделает освоение восточносибирских месторождений чуть менее прибыльным, но менять свои планы не собираются. С ними согласны аналитики, которые полагают, что на реализацию крупных проектов инициатива властей не повлияет.
До 1 июля нулевая льготная пошлина действовала на 22 месторождениях в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). Изначально, с 1 декабря 2009 года, в списке было 13 месторождений: Ванкорское и Юрубчёно-Тохомское в Красноярском крае, лицензии на которые принадлежат ОАО «НК «Роснефть», Талаканское, Северо-Талаканское, Алинское, Восточно-Алинское, Верхнепеледуйское и Станахское (Якутия, разрабатываются ОАО «Сургутнефтегаз». – «СЭ»), а также Среднеботуобинское месторождение (Якутия, лицензией владеет ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча»). Из Иркутской области в первоначальный список попали Верхнечонское месторождение, которое разрабатывает ОАО «ВЧНГ», Дулисьминское (ЗАО «Байкальский регион», до 2010 года носившее название ЗАО «НК «Дулисьма») и Пилюдинское («Сургутнефтегаз»). С 1 февраля 2010 года к ними присоединились ещё девять месторождений: Ярактинское, Даниловское, Марковское, Западно-Аянское (ООО «Иркутская нефтяная компания»), Вакунайское (Иркутская область, лицензией владеет ОАО «Газпром нефть»), Южно-Талаканское и Чаяндинское (Якутия, осваиваются «Сургутнефтегазом» и «Газпромом» соответственно), Тагунское и Сузунское месторождения (расположены в Красноярском крае, лицензии принадлежат ТНК-BP). Обнуление пошлин для добываемой на них нефти было призвано активизировать разработку ресурсной базы для заполнения трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Однако уже в марте 2010 года в Министерстве финансов РФ заговорили о нецелесообразности нулевой ставки в связи с необходимостью увеличения доходов федерального бюджета. Тогда статс-секретарь – заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил о том, что Минфин готовит рекомендации по этому вопросу для Правительства РФ. «На наш взгляд, некоторые месторождения из 22 вполне рентабельны и конкурентоспособны и без нулевых пошлин», – процитировал его «Интерфакс». В мае Сергей Шаталов заявил о том, что льготную ставку введут уже в июле, а 16 июня о том, как она будет рассчитываться, на заседании президиума Правительства РФ рассказал первый вице-премьер Игорь Сечин. По замыслу Минфина и Министерства экономического развития РФ пошлина должна составлять 45% от разницы между фактической ценой на нефть и планкой в 50 долларов за баррель, а при норме доходности нефтяных компаний более 16% – взиматься в полном объёме. Таким образом, ставка с 1 июля 2010 года будет составлять 69,9 доллара за тонну (при обычной экспортной пошлине 248,8 доллара за тонну). Эта цифра значится в постановлении Правительства РФ, которое премьер-министр Владимир Путин подписал 26 июня в строке «Нефть сырая плотностью при 200С не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04%, но не более 1,5%». Как пояснил на заседании президиума правительства Игорь Сечин (согласно официально опубликованной стенограмме заседания. – «СЭ»), дополнительные доходы федерального бюджета от введения новой пошлины в 2010 году должны составить 11,9 млрд., в 2011-м – 128,3 млрд. и в 2012-м – 207 млрд. рублей.
По мнению экспертов, дополнительные затраты не вызовут снижения объёмов добычи нефти в регионе. Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков уверен, что отказ от нулевой ставки экспортной пошлины на восточносибирскую нефть не отразится на планах ключевых игроков – «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-BP. «Это небольшие траты, которые были ожидаемы, так что они не скажутся на экономике крупных проектов, – сказал он. – Они вписываются в планы компаний». Комментировать планы относительно мелких недропользователей Виталий Крюков считает преждевременным, поскольку они в настоящее время практически не ведут добычу на своих месторождениях. Мнение коллеги разделяет аналитик УК «ФИНАМ» Юлия Голышева: по её словам, решение об отмене нулевой ставки было ожидаемым с учётом общей тенденции сокращения налоговых льгот в нефтегазовом секторе. «Разумеется, изменение ставки экспортной пошлины не может не сказаться на финансовой и инвестиционной политике компаний, – ответила она на вопрос «Сибирского энергетика». – Возрастающая налоговая нагрузка не станет позитивным фактором в инвестиционной привлекательности компаний, и вариант, при котором разработка восточносибирских месторождений замедлится, исключать нельзя». Однако, полагает Юлия Голышева, для крупных компаний вряд ли имеет смысл приостанавливать разработку месторождений Восточной Сибири, поскольку льготная ставка всё же является компромиссом между интересами нефтяников и правительства и устраивает обе стороны. К тому же они заинтересованы в освоении месторождений региона, потому что это направление представляется для них весьма перспективным. А небольшие компании, также находящиеся под прессом возросшей налоговой нагрузки, будут вынуждены корректировать свои инвестиционные и производственные планы в соответствии с решениями правительства и конъюнктурой рынка.
Впрочем, сами нефтяники вполне оптимистично воспринимают переход к льготной ставке: генеральный директор ОАО «ВЧНГ» Игорь Рустамов заявил журналистам, что компания не намерена сокращать нефтедобычу, а напротив, «ускоряет развитие актива», поскольку появилась возможность «больше и быстрее» инвестировать средства в его развитие. «Льгота сохраняется в любом случае, просто её доля становится меньше», – пояснил он. Поэтому на ближайшие три года запланировано увеличение нефтедобычи в два раза – с 2,4 млн. тонн в 2010 году до почти 5 млн. тонн в 2012-м. Руководство ВЧНГ намерено также увеличить темпы бурения – если в нынешнем году на месторождении планируется пробурить 44–48 скважин, то в следующем – около 60. Игорь Рустамов также сообщил, что в инвестиционную программу компании будут внесены изменения, но не стал раскрывать деталей до заседания совета директоров, которое должно состояться в июле. «Могу сказать, что речь идёт не о чистом увеличении инвестиций, а о сдвиге сроков их освоения, – заметил он. – Скажем, то, что мы планировали потратить в 2015–2017 годах, мы сдвигаем и тратим быстрее. Но это не в чистом виде пятилетка за три года».