издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Маленькие друзья актрисы

К 75-летнему юбилею областного театра кукол «Аистёнок»

Заслуженная артистка РФ Любовь Калиниченко среди актёрского содружества нашей области по праву занимает ведущее положение. В 2010 году, юбилейном для театра, она отмечает и свой личный юбилей – тридцатилетие верного служения ему.

Из всех ролей, сыгранных  на сцене «Аистёнка», она выделяет своих бегемотиков: Борю в «Таинственном гиппопотаме» и Бантика в «Метёлыче и Бантике» – спектакле, придуманном актрисой лет пятнадцать назад. Это была самостоятельная работа, позднее театр взял постановку в свой репертуар. По-другому коллектив поступить не мог: дети постоянно просили показать историю о дружбе.

Сюжет «Метёлыча и Бантика» прост. Девочка Наташа попросила, чтобы Бантик не уезжал из зоопарка, пока она не попрощается с ним. Наташу ждали, тянули время, дворник Метёлыч постоянно играл с маленькими зрителями, приглашал на сцену, придумывал весёлые задания. Но девочка передумала, не захотела приехать к Бантику, тем самым расстроила его до слёз. Дворник начинает приглашать на сцену Наташ из зрительного зала, но они плачут и тоже не идут к Бантику, потому что им стыдно за поступок своей тёзки. Зато другие дети гурьбой бегут на сцену, выражая искреннюю любовь к верному другу – бегемотику.

Любовь Калиниченко придумала универсальный спектакль, который  покоряет сердца зрителей Иркутска, других городов России, где театр бывает на гастролях, полюбился он и детям Пфорцхайма в Германии. Актёры играли спектакль на немецком языке, ребятишки понимали их с полуслова и радовались, как все дети на свете, счастливому финалу.

О том, что актёры театров кукол отличаются от  исполнителей драматических или музыкальных театров, говорить не приходится. Каждый любит свою профессию, но кукольники особенно, с тем душевным трепетом, когда необходимо не только слиться с героем-куклой, но и следить за тем, чтобы его поняли маленькие зрители, не боялись на спектакле злодеев, строящих козни положительным героям. Любовь Фёдоровна один из сочинённых ею спектаклей для самых маленьких зрителей так и назвала – «Я Бабайку не боюсь».

Когда актриса подсчитывала стаж работы в «Аистёнке», она не учитывала работу в Улан-Удэнском театре кукол, не говоря уже о том времени, когда ученицей третьего класса пришла в театр-студию «Петрушка» иркутского Дворца пионеров. Полюбить кукольное искусство помогла руководитель Анна Илларионовна Гагаркина, которая делала всё возможное, чтобы ребята играли спектакли с настоящими декорациями, хорошей драматургией, в сопровождении классической музыки. Вместе дети ездили в «Орлёнок» и в Московский театр кукол, которым руководил Сергей Образцов. Калиниченко вспоминает, как для этой поездки «артистам» в ателье сшили  одинаковые жёлтые курточки, а когда они зашли в кабинет главного кукольника страны, Анна Илларионовна, приветливо улыбаясь, спросила: «Примете моих цыпляток?».

Когда училась на четвёртом курсе филологического факультета Иркутского госуниверситета, получила приглашение на работу актрисой в Улан-Удэнский государственный театр кукол. Наверное, в этом месте необходимо сделать небольшое отступление и вернуться ко времени её занятий в школьном театре «Петрушка». Коллектив кукольников занимался параллельно с драматическим  театром «Юность», которым руководил Алексей Худяков. Ребята соревновались и дружили, росли и взрослели вместе. С поры детства Любовь Фёдоровна знакома с заслуженным артистом РФ Геннадием Гущиным, главным режиссёром театра кукол города Благовещенска Петром Козицем. В возрасте четырнадцати лет познакомилась с Андреем Калиниченко. Между молодыми людьми, как у Ромео и Джульетты, возникла симпатия, которая переросла в любовь и ранний брак. Когда Пётр Козец, в то время главный режиссёр Улан-Удэнского театра кукол, пригласил Любу на работу, она оставила университет. Несмотря на престижную работу в ОК ВЛКСМ, Андрей тоже всё бросил, поехал следом, заняв в театре место монтировщика сцены. Год жили между Улан-Удэ и Иркутском, благо недалеко (билет на поезде в 1980 году стоил шесть рублей).

Летом 1980 года в Иркутском театре кукол объявили конкурс на вакантные актёрские места. Из тридцати претендентов взяли Любу Калиниченко и ещё одну актрису. Каким счастьем казалась работа в коллективе, который «жил» в помещении по улице Горького, 36. Стационара не было, ездили на гастроли по области, в другие регионы Сибири и Дальнего Востока. «Спасибо мамочке, – говорит Любовь Фёдоровна, – она помогла воспитать старшего сына Диму. Я приезжаю, а сынок кричит: «Мама, моя мама приехала». Дима долго бабушку называл мамой. Через одиннадцать лет родился Илья. Повзрослевшие родители более серьёзно отнеслись к его воспитанию,  брали с собой в театр, на гастроли тоже ездили с сыном. Оба мальчики выросли ответственными, Илья – дипломник факультета компьютерной информатики Восточно-Сибирского университета железнодорожного транспорта. Мама-актриса помнит, как он помогал ей учить роли, был строг, делал замечания. Дима подарил супругам Калиниченко двух внуков.

Со временем Андрей Николаевич стал директором «Аистёнка», в 1999 году Любовь Фёдоровна получила почётное звание «Заслуженная артистка РФ». За роль Маленького принца она была признана лучшей актрисой регионального фестиваля театров кукол Сибири в городе Кемерове, в Иркутске получила Губернаторскую премию. Следующий признанный успех был в роли Бабы Яги в спектакле «Про Федота-стрельца, удалого молодца»: Губернаторская премия и диплом за лучшую женскую роль на одном из фестивалей в Омске.

Любовь Фёдоровна считает себя характерной актрисой, хотя в театрах кукол нет чёткой градации на амплуа. Помнит, что в пяти спектаклях ей доставались роли Бабы Яги, в которых она создавала разные образы, работала в разных техниках вождения кукол. Когда режиссёр Сергей Болдырев предложил ей роль Маленького принца в одноимённом произведении Антуана де Сент-Экзюпери, она засомневалась: «Не моё, даже в силу возраста не могу играть маленького мальчика». Режиссёр верил в актрису и оказался прав: сколько любви и тепла передаёт Любовь Фёдоровна в этой роли своим зрителям, сколько волнений и забот Маленького принца проживает на сцене!

Особое место в репертуаре театра и в судьбе актрисы занимают спектакли для взрослых. Более двадцати лет идёт «Божественная комедия» Штока, где Любовь Калиниченко играет Первую женщину. Капризная, безмерно эгоистичная и властолюбивая Первая женщина доводит Адама до  состояния, когда он просит Бога освободить его от любви. В спектакле «Зверь» актриса играла роль нежной и заботливой матери. «Мы скучаем по этому спектаклю, который, к сожалению, не нашёл своего зрителя, – говорит Любовь Фёдоровна. – Старшеклассники и студенты стесняются ходить к нам, они выросли, театр кукол остался в их детстве. Хотя «Зверь» был рассчитан именно на молодёжь, все проблемы, которые он поднимал, были молодёжными».

Шли годы, актриса определилась в мастерстве,  точно знает,  каким способом руководить куклой и  как играть в «живом плане». Сегодня в театре она рядом со своими учениками. Четыре года она работала со студентами, прививая им любовь к театру кукол. Сделать это было непросто, многие хотели учиться профессии актёра драматического театра. На удивление все оказались талантливыми, но, к сожалению, в иркутском «Аистёнке» остались только три актёра, и не потому, что работа им не нравилась – негде было жить, не устраивала и заработная плата. В том же Санкт-Петербурге, где сейчас многие  иркутские выпускники, в театре они получают до тридцати и более тысяч рублей, есть на что жить, чем платить за жильё. Жалко ребят, но условия жизни актёра провинциального театра, даже если театр областного значения, оказываются много хуже столичных.

Любовь Фёдоровна, «проворонив» в юности свою счастливую вгиковскую судьбу, о том не жалеет, она любит свой театр, предана ему всей душой. Поступив в Улан-Удэнский институт культуры, она окончила режиссёрский факультет, в театральном училище ставила дипломные спектакли,  были самостоятельные работы и те, что вошли в репертуар театра. Более десяти лет она неизменный автор и режиссёр новогодних представлений у ёлки. 

К новогодним постановкам, которые ребятишкам запоминаются надолго (иногда и на всю жизнь), Любовь Фёдоровна относится творчески. Ей не хочется повторять из года в год сюжеты с одними и теми же персонажами, актриса экспериментирует, придумывает истории с инопланетянами или мультяшным Лунтиком. 

Удивительной стала Нерпа в сказке «Чудо-озеро». Трогательный сюжет близок маленьким иркутянам, которые хорошо знают обитателей Байкала. Любовь Фёдоровна написала к нему стихи, ставшие при помощи композитора Анатолия Теплякова песенками. 

«Кстати, – говорит актриса, – наступило лето, пора задуматься о следующем Новом годе, а я пока не придумала новый персонаж для него». Действительно кстати, как и всё, что связано с творчеством. В «Аистёнке» актёрам скучать некогда. Работа на стационаре, выездные спектакли, участие в фестивалях. Очередной фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» прошёл в Улан-Удэ. Там был сыгран спектакль театра «Сказки с небесного чердака», в котором Калиниченко исполняет роль Осени. В социально-культурной программе показан «Метёлыч и Бантик», где Любовь Фёдоровна в образе Бантика вновь грустила по маленьким друзьям и радовалась тому, что их у неё много.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры