Андрей Давыдов
Персоной июня мы выбрали руководителя отдела по расследованию особо важных дел регионального управления Следственного комитета при прокуратуре России
Без преувеличения можно сказать, что через руки Андрея Давыдова проходят самые громкие уголовные дела, материалы о наиболее тяжких и опасных преступлениях, совершаемых в Приангарье. И каждое такое дело, находящееся в производстве любого из 28 сотрудников его отдела, перед отправкой в суд скрупулёзно изучается полковником от юстиции, каждое доказательство тщательно взвешивается им до того, как попасть на весы Фемиды.
За 17 лет работы в органах прокуратуры Андрей Геннадьевич прошёл все ступеньки карьерного роста – был и следователем, и надзирающим прокурором в областном аппарате, и заместителем прокурора района. С образованием в 2007 году новой структуры – Следственного комитета при прокуратуре России – старший советник юстиции возглавил элитное подразделение в региональном управлении СПК: отдел по расследованию особо важных дел.
Для большинства из злодеяний, которые, шаг за шагом, распутывают под его руководством «важняки», не существует срока давности. И одним из приоритетных направлений в работе отдела является именно раскрытие преступлений прошлых лет. «Ни один злодей не должен уйти от наказания», – заявляет Андрей Давыдов.
В прошедшем месяце список «висяков», числившихся за отделом, значительно сократился. В июне Иркутский областной суд поставил точку в нескольких резонансных уголовных делах минувшего десятилетия. Одиннадцать бандитов, которые в течение пяти лет, с 1999 по 2004 год, практически беспрепятственно похищали дорогие джипы на территории региона, чтобы получить за них от владельцев выкуп, приговорены в общей сложности к 163 годам лишения свободы.
В колонию строгого режима отправились также организатор, исполнитель и трое пособников, провернувших в марте 2007 года одно из наиболее дерзких заказных убийств – руководителя ЗАО «Иркутскспецстрой» Анатолия Сорокина. Фигурантами этого же дела стали адвокаты-мошенники из Иркутского юридического центра, под шумок осуществившие рейдерский захват части имущества, которое Сорокин продал одному из предпринимателей, не успев до конца оформить сделку. Так что это расследование, завершившееся обвинительным приговором суда, можно считать удачным почином в отражении рейдерских атак, от которых страдают сегодня в регионе многие бизнесмены.
В июне Фемида дала высокую оценку ещё одной работе сотрудников отдела по расследованию особо важных дел. Верховный суд России оставил в силе вынесенный Иркутским областным судом приговор к пожизненному заключению Юрия Романенко, «заказавшего» в 1998–2008 годах шестерых тулунских предпринимателей. Высшая судебная инстанция признала, что в основу сурового приговора убийце положены достаточно весомые доказательства, собранные в ходе предварительного расследования и нашедшие подтверждение в зале судебных заседаний.
Кроме названных уголовных дел, уже завершившихся вердиктами Фемиды, есть смысл рассказать и о тех обвинительных заключениях, которые Андрей Давыдов направил в этом месяце со своей визой прокурору Иркутской области для утверждения и передачи в суд. На скамью подсудимых попал главарь банды, в течение 16 лет находившийся в федеральном розыске. Члены руководимой им вооружённой группировки, переодетые в милицейскую форму, совершили в 1993 году разбойное нападение и убийство водителя. Все преступники, кроме главаря, были осуждены и успели уже отбыть наказание. Лишь руководителю банды, который сменил фамилию Самойлова на Яковенко и стал по новому паспорту на несколько лет моложе, удавалось скрываться от правосудия в Ставропольском крае. Сегодня он «прописан» в Иркутском СИЗО № 1.
Справедливое возмездие, настигающее каждого преступника, Андрей Давыдов считает лучшим профилактическим средством в борьбе с криминалом. По раскрываемости злодеяний прошлых лет Иркутская область входит в тройку лучших регионов России – таков результат совместных усилий его «важняков» и сыщиков из уголовного розыска. И не случайно тяжких и особо тяжких деяний, проявлений организованной преступности регистрируется в регионе с каждым годом всё меньше. Правда, по словам Давыдова, число бандитских дел, которые находятся в производстве сотрудников его отдела, не сокращается – благодаря росту раскрываемости тяжких преступлений. В прошлом году в суд отделом направлено семь уголовных дел по статье 209 УК РФ (бандитизм), в этом планируется восемь.
Ещё одно приоритетное направление в работе отдела по расследованию особо важных дел – борьба с коррупцией. Сегодня в производстве сотрудников подразделения 22 дела о мздоимцах, и все они – на слуху. В июне завершено расследование трёх преступлений, связанных со взятками и превышением должностных полномочий крупными государственными чиновниками и народными избранниками.
Глава Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Эдуард Дятлов и руководитель регионального Агентства государственной экспертизы Константин Селянцев, обвиняемые в покушении на получение взятки в размере двух миллионов рублей за разрешение на ввод в эксплуатацию блок-секций жилых домов, в ближайшее время займут места на скамье подсудимых.
В июне окончено также производство по уголовному делу в отношении председателя Чунской Думы Владимира Гришакова и руководителя КУМИ районной администрации Ивана Бочарова. Следствие завершило сбор доказательств получения ими взяток, сопряжённых с вымогательством: 400 тысяч рублей – за документы, необходимые для регистрации права собственности на железнодорожный тупик, 500 тысяч – за предоставление земельного участка для строительства завода по розливу воды.
Ещё один герой коррупционного скандала готовится в эти дни к судебному процессу – глава муниципального образования Мамоны Андрей Коваленко. Следствие выявило: жителям, желающим воспользоваться законным правом на бесплатное получение земельного участка, мамонский глава предлагал «добровольно» перевести на счёт муниципалитета по 100 тысяч рублей.
В прошедшем месяце подразделение Давыдова приступило также к расследованию громких коррупционных дел, фигурантами которых стали коллеги из смежного правоохранительного ведомства. Заместитель начальника отдела по расследованию налоговых преступлений Главного следственного управления при ГУВД Иркутской области Довгань обратил на себя внимание сотрудников СКП своей чрезмерной лояльностью к нарушителям налогового законодательства. Подчинённым, которые пытались возбудить уголовные дела в отношении предпринимателей, уклоняющихся от взносов в казну, начальник заявлял, что не видит здесь никакого состава преступления. Так продолжалось до тех пор, пока дело одного из «уклонистов», взятого милиционером под защиту, не попало в СКП и не завершилось обвинительным приговором суда. После чего настал черёд отвечать и «крыше»: в отношении Довганя подразделением Давыдова возбуждено уголовное дело.
В июне иркутским «важнякам» передано ещё одно громкое уголовное дело в отношении милиционера – на этот раз оперуполномоченного из ГУВД Москвы Андрея Родивилова, который подозревается в махинациях с целью хищения дорогих иномарок. Объём предстоящей работы по изобличению мошенника, изымавшего чуть ли не по всей стране с помощью поддельных поручений следователей милиции дорогие машины европейских и японских производителей, огромен. Судя по документам, которые обнаружены у подозреваемого, речь идёт о сотнях иномарок представительского класса. Только в Иркутске на одной из стоянок находится около 50 незаконно изъятых московским «стражем порядка» автомобилей «Лексус», «Тойота Ленд Крузер», «БМВ», «Мерседес» и других. У следствия есть все основания полагать, что в этой преступной схеме задействованы сотрудники правоохранительных органов ряда субъектов Российской Федерации. Столичный сыщик Андрей Родивилов сидит сейчас в Иркутском СИЗО, а члены специально созданной под это дело следственной группы мотаются по всей стране – от Москвы до самых до окраин, где обнаружены следы кипучей деятельности мошенников.
Но можно ещё долго перечислять преступления, над раскрытием которых корпят сегодня 28 сотрудников отдела Давыдова. Сюда поступают уголовные дела со всего региона – если в районах не хватает опытных кадров, если сотрудники ощущают давление со стороны местных властей или правоохранительных структур, если им поступают угрозы или упрёки в заинтересованности. По словам Андрея Давыдова, в скором времени список громких преступлений, в том числе коррупционной направленности, ещё пополнится. «Есть ряд перспективных материалов, доследственные проверки по ним завершаются. И ясно уже, что будут возбуждены уголовные дела», – говорит Андрей Давыдов.
В этом году число материалов для проведения доследственных проверок и решения вопроса о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного преследования увеличилось вдвое по сравнению с прошлым. В тесных кабинетах «комитетчиков», как называют часто сотрудников отдела по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре, побывали с целью дать объяснения своим действиям многие большие начальники: от региональных руководителей милицейского ведомства до членов правительства, от мэров и депутатов до крупных олигархов. И нередко они пополняют список фигурантов уголовных дел, расследование которых ведёт отдел Андрея Давыдова. В этом списке уже больше двухсот фамилий.