Единого прекрасного жрецы
Попробуйте угадать, где всплыла высокая пушкинская строчка о служителях искусства? Отвечаю: на Втором межрегиональном территориальном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот», который прошёл в Улан-Удэ в канун дня рождения поэта. Действительно, какая ещё корысть могла собрать из городов Сибири и Дальнего Востока особое братство приверженцев Мельпомены, кроме их стремления сохранить своим творчеством для идущего на смену поколения Красоту, Доброту и Любовь. Чтоб у каждого на свете было небо детства, как пели в День защиты детей на открытии фестиваля в столице республики, проводя его в рамках предстоящего на следующий год 350-летия добровольного вступления Бурятии в Российское государство. Кстати, именно здесь, на её благословенной земле, родились идея праздника и его необычное название, которое заведомо снимает натужный пафос и гонит прочь любую фальшь.
Два года назад вольнолюбивый «Сибирский кот» впервые устроил смотр сценических произведений для дошкольников и тинейджеров в Кемерове. С размахом, продуманно и безупречно чётко. Достойное было начало. Продолжение оказалось из-за кризиса заметно скромнее. Вчетверо сокращённое финансирование сузило географию представительства, число спектаклей уменьшилось с прежних 22 ровно вдвое. Соответственно и гостей сильно поубавилось.
Тем не менее я с несказанным удовольствием возвращаюсь мысленно на Второй межрегиональный в Улан-Удэ. Главное впечатление от него можно выразить одним словом – изобилие. Да-да, изобилие проявлялось в дни праздника во всём. Щедро светило солнце, под жаркими лучами которого множество детских танцевальных и хоровых коллективов из разных уголков республики выступили среди многолюдной площади на открытии фестиваля, изумляя буйством фантазии и красочностью костюмов. Изобилие изысканной снеди, которой потчевали на фестивале его участников, беспримерное хлебосольство, дружелюбие и гостеприимство. Доржи Сультимов, неслышный и невидимый, но вездесущий директор фестиваля, многолетний руководитель национального драматического театра им. Х. Намсараева, купировал попытки уклониться от повышенного внимания фразой: «Так велит наш бурятский обычай». И тут уже возразить нечего.
Вампиловцам на правах соседского дружества и творческого партнёрства с этим коллективом, пожалуй, даже больше других повезло. Как и в Кемерове, команда иркутян была самой масштабной – 58 человек. Наш театр юного зрителя вновь удостоился чести закрывать фестиваль. В Кузбассе он с успехом сыграл спектакль «Легенды седого Байкала», а в Бурятию привёз музыкально-поэтическую феерию «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина и, сверх того, социокультурную программу для малышей с включением в неё сказки «Мымрёнок, или Здравствуй, Чудо в перьях!». Неблизкий путь в оба конца на междугороднем автобусе был, конечно, утомительным. Но его скрасили встреча с угощением белой пищей на въезде в столицу республики, а затем и проводы в обратную дорогу, для которых был закуплен и доставлен из степной отары за 250 км баран. Тут случился казус. Кто-то из иркутян неосторожно обронил: мол, на столько десятков ртов одного барана мало… Доржи Сультимов шуточную реплику услышал и тут же тихо заказал по мобильнику второго барана! Это опять к вопросу об изобилии. Ароматных яств хватило всем. Житейская проза вроде бы, коей и творцы не чуждаются, а воспринято это было как поэтический сюрприз под небом Бурятии.
Но главным изобилием надо признать переполненные зрительные залы. Казалось, республика делегировала на фестиваль всех своих детей, исключая разве что грудничков. Ребятишки шли и шли – классами, детсадовскими группами, сидели кто на руках, кто на коленях у родителей, втискивались по двое в кресло. Непередаваемо трогательная картина бурлящего детского муравейника. Играть в такой малоуправляемой аудитории артистам порой чрезвычайно трудно. Юные зрители азартно реагируют на визуальные сценические волшебства, отсутствие действа сразу расхолаживает их. Самое забавное, что взрослые, шикая на шалости малышни, заворожённо, будто прикованы к рампе, смотрят спектакли.
А смотреть было что. Интересными постановками порадовали, в частности, наши земляки из театра кукол «Аистёнок» по небылицам С. Писахова «Сказки с небесного чердака» на сцене прославленного кукольного театра «Ульгэр». Кемеровский театр для детей и молодёжи – сказкой-игрой «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, красочным балетом-буффонадой Г. Доницетти «Арлекинада» – Бурятский академический театр оперы и балета и другие. Сибирь, кто же спорит, родина слонов. Но такого огромного, великолепного слона-куклу, как в музыкальной сказке Бурдрамы «Приключения мудрого слонёнка Ланченкара и его друзей», вряд ли доведётся ещё где увидеть. Как, впрочем, и летающего в ступе Андрея-стрелка под потолком Государственного Русского драмтеатра им. Н. Бестужева в его конкурсном спектакле. Перед этим роскошным дворцом с каскадом фонтанов цепенеешь от восхищения и, простите, зависти. Разве не фантастика: всего за два года построить прекрасное здание и начинить его суперсовременным сценическим оборудованием и умопомрачительной машинерией. Здесь тоже изобилие налицо – мрамора, модного декора, удобных кабинетов и свободного пространства. Невольно вздохнёшь: вампиловцы уже 10 лет ждут реконструкции своего ТЮЗа.
А ведь его феерия «Руслан и Людмила» увидела свет рампы именно на той сцене, которая простаивает с «нулевого» года в ожидании ремонта. 1999 год – дата рождения этого спектакля в постановке режиссёра Виктора Токарева, теперь заслуженного работника культуры России. Критики с уважением отметили, что спектакль-долгожитель, несмотря на почтенный возраст, прозвучал свежо. Перечитав запись их обсуждения, я сочла, что вряд ли справедливо лишить земляков повода для гордости своим ТЮЗом, за спиной которого уже 82 театральных сезона. Только оговорюсь: члены профессионального совета высказали и замечания. Режим цейтнота по случаю закрытия фестиваля лишил критиков возможности взвесить и аргументировать какие-то претензии к оформлению, костюмам, звучанию фонограммы. Театр, надо полагать, не отмахнётся от обоснованных и доказательных суждений, проанализировав их в спокойной обстановке.
Однако даже по фрагментам выступлений экспертов можно сделать вывод о принципиальной и несомненной удаче этого спектакля. Да и зритель горячим приёмом убеждал в том же. А член жюри режиссёр Виктор Шрайман произнёс, можно сказать, целый дифирамб:
– Какая буйная фантазия театра! Сегодня почти утрачено искусство масштабных постановок. Тут есть режиссёр, который держит главную художественную идею, есть жанровое, стилевое, смысловое единство. Когда вслед за хором, которым дирижировал Кот Учёный с гусиным пером в лапах, что уже шутка от театра, нечисть посыпалась, да чудесная, пластически выразительная, красиво изобразительная по цвету костюмов, – я понял, что театр улыбается, снижая пафос. Пушкин дурачится, и театр уловил это, абсолютно убедил меня. Спектакль безумно нравится!
У его коллег по членству в жюри тоже нашлись добрые слова: «Согласна. Это большой стиль, мастерская постановка. Отличное взаимодействие Пушкина с Котом» (Александра Лаврова). «Изумительный кусок, абсолютно пушкинский – как алмаз внутри спектакля просиял! – арапчата с Черномором» (Надежда Таршис). «Дети слушают! В «Золотом петушке» хабаровчан масса придумок, а текст Пушкина развалился на строчки, пропал. Иркутский ТЮЗ, бережно отнесясь к тексту поэта, сумел заинтересовать этим сюжетом, рассказать историю до конца. Дети запомнят и Черномора, и Голову, и всю красоту в спектакле» (Татьяна Тихоновец).
Слушать и перечитывать такое – душе живительный бальзам. «Сибирский кот» в облике вальяжного, с плутовским взглядом Сэнге с его одобрительными возгласами в актёрских капустниках «Ур-р-мяу!» в обществе обольстительной подружки Мурмилки и котёнка Мур-Мура сумел прокогтить глубокий след в памяти. О незабываемом эффекте Второго регионального фестиваля говорил при награждении дипломами министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. На подведении итогов присутствовали из Приангарья заместитель министра культуры Сергей Ступин и начальник отдела театров Наталья Васильева, поздравив вампиловцев и «аистят» с успешным выступлением на конкурсе.
Мстислав Ростропович считал, что тот, кто занимается чудом, счастливый человек «и в какой-то степени даже отмеченный Богом». А разве не относится это впрямую к тем, кто создаёт увлекательные зрелища для детей, бескорыстно посвятив этому чуду всю свою жизнь?