Ответственные за стабильность
Представители ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» в четверг решили показать журналистам, как трудятся сотрудники региональных диспетчерских управлений. Среди тех, кому довелось увидеть на рабочем месте ответственных за стабильность энергосистемы Иркутской области, оказались корреспонденты «Сибирского энергетика» ЕГОР ЩЕРБАКОВ и НИКОЛАЙ БРИЛЬ.
Энергетический прокурор во всех вопросах – тот, без кого не будет принято ни одно решение по работе электростанций и линий электропередачи. Так журналистам представили директора регионального диспетчерского управления энергосистемы Иркутской области Леонида Горбунова. Именно на его подчинённых возложено оперативное управление загрузкой электростанций, перетоками мощности, уровнем напряжения в сети и многим другим. И работают они максимально изолированно.
Штучный товар
Уже внутри центрального диспетчерского пункта журналисты узнали, что здесь всё приспособлено для автономной работы диспетчеров. Например, предусмотрено даже отдельное помещение «для приёма пищи». И созданы максимально комфортные условия для тех четырёх человек, которые ежедневно следят за работой всей энергосистемы Иркутской области. Кажется, что даже кондиционер в зале шелестит тише обычного, чтобы не отвлекать тех, на ком лежит немалая ответственность. И требования к ним предъявляются повышенные. А работающие здесь – это штучный продукт, рассказал представитель объединённого диспетчерского управления энергосистемами Сибири. Ведь для того, чтобы стать диспетчером в региональном управлении, необходимы специальное образование, опыт работы на электростанциях, подготовительная работа в специальных диспетчерских центрах и многодневные тренировки. Плюс определённый талант и устойчивость к стрессам.
Бывают случаи, когда эти два фактора перевешивают опыт – например, в 2010 году на работу в РДУ энергосистемы Иркутской области должен прийти выпускник Иркутского государственного технического университета, который провёл в управлении год в качестве практиканта. Но прежде чем стать диспетчером, ему ещё около года предстоит готовиться, изучать инструкции и другие документы. А вершиной подготовки должна стать противоаварийная тренировка, в ходе которой выявляется умение действовать в нештатных ситуациях.
«У нас идёт очень жёсткий отсев претендентов», – заметил первый заместитель директора РДУ энергосистемы Иркутской области Дмитрий Маяков. С ними обязательно проходит собеседование, в ходе которого выясняются как профессиональные навыки, так и психологические возможности. Но даже успешное собеседование не гарантирует того, что человек сможет работать диспетчером. Бывали случаи, что претенденты отказывались от должности, побывав в диспетчерском пункте. Так что занимают столь ответственный пост действительно лучшие из лучших, чья компетентность неоспорима. «Благодаря высокому профессионализму диспетчеров 17 августа 2009 года, когда произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, не стал чёрным днём для российской энергетики и Системного оператора», – признался представитель ОДУ Сибири.
Энергосистема в схеме
К этим словам можно было бы добавить: а заодно их абсолютному хладнокровию и способности целиком сконцентрироваться на своей работе. Всё то время, что журналисты находились на центральном диспетчерском пункте, работавшие в зале люди не обращали на них внимания и следили за информацией на своих мониторах и большом экране, размещённом на одной из стен. Как объяснил Дмитрий Маяков, он состоит из восьми проекционных кубов, на которых изображена электрическая схема энергосистемы Иркутской области: ЛЭП напряжением 500 кВ, 220 кВ и 110 кВ. На семи из них отображается информация о работе системы в целом, на одной панели значатся данные о загрузке автотрансформаторов и запуске или выключении линий электропередачи. «Информация поступает мгновенно», – заметил первый замдиректора РДУ.
Моментально обеспечивается и связь между диспетчерами и теми, кто работает на объектах энергетики. «Ожидания, пока произойдёт соединение, нет: диспетчер просто нажимает на кнопку, а дежурный по электростанции или подстанции сразу видит, кто звонит», – продолжает рассказ Дмитрий Маяков. Кстати, со своими собеседниками и между собой диспетчеры разговаривают вполголоса. Видимо, сказывается профессиональная привычка делать всё спокойно, без лишних эмоций. По словам первого замдиректора РДУ, так диспетчеры вели себя и 17 августа прошлого года. «Волосы на себе никто не рвал, работали все с холодной головой», – сказал он. Беспокойства не вызвало даже отсутствие связи с Саяно-Шушенской ГЭС. Спокойно, в полном соответствии с регламентом в тот день действовали и сотрудники объединённого диспетчерского управления, хотя, по выражению сотрудника ОДУ Сибири, «атмосфера была просто наэлектризована событиями». За это, считает он, диспетчеры достойны если не памятника, то как минимум таблички на аллеях с портретами почётных граждан Абакана, Иркутска и Красноярска.
Дом для диспетчеров
Но если мемориальные доски не относятся к предметам первой необходимости, то для сотрудников регионального диспетчерского управления энергосистемы Иркутской области им, безусловно, является собственное здание. Сейчас они вынуждены арендовать помещения в здании правления ОАО «Иркутскэнерго» и офис на улице Софьи Перовской. Однако, как сообщил журналистам один из собеседников, в этом году в федеральном бюджете заложены средства на приобретение земельного участка для будущего диспетчерского управления. Само здание планируют возвести за пять лет. Но есть одна проблема – пока представители ОДУ не могут найти подходящий земельный участок, который располагался бы максимально близко к зданиям правительства Иркутской области, ОАО «Иркутскэнерго» и администрации Иркутска. «Так что в этом вопросе есть проблемы, но мы с ними боремся, – не без оптимизма заметил представитель ОДУ Сибири. – И мы обязательно победим – у нас просто других вариантов нет».