издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экономия по плану

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Региональная программа энергосбережения Приангарья должна быть принята к 1 августа. Концепцию программы на прошлой неделе опубликовало правительство области. По предварительным расчётам, до 2015 года на финансирование программы потребуется 4,2 млрд. рублей из разных источников. Ежегодная экономия от её реализации к 2020 году составит 2,8–3,1 млн. тонн условного топлива. Документ, который может кардинально изменить жизнь региона, находится на согласовании у губернатора. А специалисты уже сейчас видят немало «подводных камней», которые могут встретиться на пути к энергоэффективности.

Основа есть

На прошедшей неделе стали известны основные положения долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Иркутской области» на 2011–2015 годы. Концепцию программы на семинаре в ИрГТУ представила начальник управления топливно-энергетического комплекса регионального министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Татьяна Маринченко. 

По её словам, региональная программа будет готова уже в конце июля. Как и требует федеральный закон об энергосбережении, программа будет носить концептуальный характер и охватывать в первую очередь проблемы топливно-энергетического баланса региона. Конкретные мероприятия по энергосбережению и повышению эффективности использования ресурсов будут прописаны на уровне муниципальных программ. При этом последние должны не только вписываться в областную концепцию, но и быть согласованы с предприятиями коммунального комплекса и энергоснабжающими организациями. Пока что муниципалитеты, отметила Татьяна Маринченко, «достаточно вяло» разрабатывают свои программы, которые также должны быть приняты к 1 августа. 

Подготовка региональной программы идёт в напряжённом режиме. «Сроки для разработки очень тяжёлые, – говорит Маринченко. – Но мы попадём в них, это однозначно. У нас есть небольшая лазейка, которую дал сам законодатель, – программа корректируется ежегодно». Таким образом, область имеет полное право дорабатывать программу в процессе и по мере понимания реальной ситуации.

Концепцию разрабатывал на инициативных началах Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева. По мнению заместителя директора института Валерия Стенникова, документ уже включает основные положения программы, осталось более детально прописать мероприятия, обосновать целевые показатели и более чётко сформулировать вопросы финансирования. Скорее всего, после того как концепцию утвердит губернатор, специалисты института продолжат эту работу, но уже на платной основе. 

Напомним, суммарные потери при передаче энергоресурсов потребителям, по самой оптимистичной оценке, составляют порядка 20%, в сфере жилищно-коммунального хозяйства они достигают 40%, а в отдельных случаях – 70%. Причины потерь различны – от устаревших сетей до неэффективного управления коммунальной сферой на местах.

Региональная программа должна привести к снижению энергоёмкости ВРП, вовлечению в топливно-энергетический баланс возобновляемых источников энергии и ресурсов. Кроме того, должны сократиться затраты населения и бюджетов на оплату энергоресурсов и воды. Предполагается, что эти цели будут достигнуты за счёт снижения потерь при производстве и передаче тепла, электричества и воды, сокращения потребления, повышения доступности и качества энергоснабжения. Не забыли авторы концепции и об установке приборов учёта. 

Экономить на всём

Экономить можно уже на стадии производства электрической и тепловой энергии, считают авторы концепции. Эффект может достигаться в основном за счёт замены устаревшего оборудования на новое, более эффективное, оптимизации его загрузки. На общий результат, в частности, будет работать и замена низкокачественной изоляции, запорной и регулирующей арматуры на современные энергоэффективные образцы, проведение работ по регулировке и наладке тепловых сетей, устранение утечек теплоносителя и другие технические мероприятия. 

Потенциал возобновляемых энергоресурсов в Иркутской области достаточно ограничен и сосредоточен в большей мере на юге, где развито централизованное энергоснабжение, как говорится в концепции региональной программы энергосбережения. Однако использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии позволит сократить расходы традиционных видов органического топлива при производстве электрической и тепловой энергии. В перспективе до 2020 года вклад нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов может составить до 3-5% от существующего производства теплоэнергии. 

Энергобаланс региона может быть дополнен использованием вторичного тепла технологических установок, тепла вентиляционных выбросов и канализационных стоков, энергии теплонасосных систем. Среди нетрадиционных источников – энергия, которую можно получить при сжигании мусора, использовании биотоплива (биогаза) на станциях аэрации сточных вод. Возможно применение солнечной и ветроэнергии, гидроэнергии малых рек и других экологичных источников. 

Энергосбережение – одна из важнейших проблем для страны, считает сенатор Межевич

По мнению специалистов, очевидно нуждаются в изменении энергобаланса северные территории региона. Уже сейчас Бодайбинский район испытывает дефицит электрической мощности, по Мамско-Чуйскому району крайне низка эффективность использования энергоресурсов. А районы, где есть высокотехнологичное топливо – природный газ, не имеют возможностей использовать его ни в производстве, ни в коммунально-бытовом секторе. 

Таким образом, к 2015 году, по прогнозу Института систем энергетики, область сможет сэкономить до 3 млрд. кВт-ч электроэнергии, до 7,5 млн. Гкал тепла. Ежегодная экономия топлива, которая может быть достигнута к 2020 году, составит 2,8–3,1 млн. тонн условного топлива. Для сравнения: с 2009 года, в рамках собственной программы энергосбережения «Иркутскэнерго», экономия составила 56 тыс. тонн условного топлива, это примерно 1% от общего расхода топлива компании.

Согласно концепции, на реализацию областной программы до 2015 года, по предварительным расчётам, потребуется более 4,2 млрд. рублей. В том числе на мероприятия 2011 года может быть ориентировочно направлено 705,2 млн. рублей. Предполагается, что 42,3% финансирования предоставит областная казна, 45,2% будут привлечены из внебюджетных источников, 6,2% составит участие федерального бюджет, 6,4% ляжет на муниципалитеты. Однако структура финансирования подлежит уточнению, исходя из возможностей бюджетов всех уровней, организаций коммунального комплекса, субъектов энергорынка, действующих на территории области, и организаций, отвечающих за эксплуатацию жилищного фонда.

Стимулы к экономии

По мнению Валерия Стенникова, прежде всего региону необходимо решить вопрос финансирования. Кроме того, нужно информировать население об энергосберегающих технологиях и приборах учёта. Пока Иркутская область остаётся энергоизбыточным регионом, где население платит 62 копейки за кВт-ч, а тепло по крайне щадящим социальным тарифам в крупных городах области обеспечивает «Иркутскэнерго», стимула к энергосбережению у потребителей нет. Именно тарифное поле отличает Приангарье даже от соседних регионов. Зачастую не мотивирует людей к экономии и установка приборов учёта. Дело в том, что из-за высокого износа коммунальных систем порой по счётчику пользователям приходится платить больше, чем по нормативу. Так, например, рассказал Дмитрий Привалов, заместитель главного инженера Иркутской энергосбытовой компании, приборы часто «выходят из строя» по вине самих жильцов. Решить эту проблему можно, по мнению эксперта, только с изменением законодательной базы. Сбытовики и энергетики ожидают, что нормативные акты, которые сейчас в проектах, выйдут до конца этого года. В частности, есть вероятность, что при поломке приборов учёта норматив потребления будет увеличен в 1,5 раза. Тогда портить счётчики будет уже невыгодно.

Отсутствует на сегодня и институциональная база для контроля по выполнению программ по энергосбережению. Пока что энергосбережение – дело добровольное, закон не предусматривает никакого наказания за неустановку приборов учёта. 

Ещё одна проблема – нехватка в регионе квалифицированных кадров для проведения всего комплекса работ по повышению энергоэффективности. Прежде всего, на уровне области необходимо собрать исходную информацию со всех муниципалитетов и предприятий, которые потребляют энергоресурсы, и участников энергорынка, напоминает Татьяна Маринченко. Обработка этой информации занимает колоссальное время. Адекватность этих данных часто относительна, поскольку квалификация работников муниципальных образований не всегда находится на необходимом уровне. Формирование исходной базы данных для топливно-энергетического баланса региона, на основании которого можно будет ставить конкретные задачи, – большая сложность в подготовке региональной программы энергосбережения, полагает Маринченко. 

Преодолеть это препятствие поможет только беспрерывный диалог в работе с муниципальными образованиями, и Институт систем энергетики взял на себя эту функцию. 

Пока что вопросов о том, как регион будет исполнять закон об энергосбережении, больше, чем ответов. Однако ни у властных структур, ни у энергетиков нет сомнений в том, что такая работа необходима.

И в регионе, и в стране

Вопросы энергосбережения – одна из самых важных проблем не только для региона, но и для страны, считает первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич. По его мнению, невозможно провести модернизацию в государстве, где энергоёмкость производства превышает в 2–3 раза аналогичные показатели развитых стран. 

Экономить, по замыслу законотворцев, государство начинает с себя. Уже с этого года местные власти должны планировать расходы бюджетных организаций, исходя из сокращения потребления ими каждого энергоресурса на 3% по отношению к 2009 году в течение 5 лет. Средства, которые удалось сберечь сверх норматива, бюджетные организации смогут использовать в том числе на повышение зарплаты работников. «Эта мера будет стимулировать энергосбережение, поэтому региональной власти важно будет удержаться от искушения эти средства забрать», – отметил сенатор. 

Сэкономленные энергоресурсы местные органы могут направить, например, в производство в качестве одной из мер поддержки малого бизнеса. «Экономить всегда выгоднее, чем тратить безрассудно», – подчеркнул Межевич. 

Стоимость энергоресурсов для потребителя увеличивают повышенная аварийность и повышенное резервирование генерирующих мощностей. Из 226 млн. кВт установленной мощности в эту зиму на пике было использовано только 156 млн. Резерв очень велик, но он состоит из объектов, основные фонды которых достаточно сильно изношены. Часть из них просто неэффективны, их нужно выводить, считает сенатор. 

Если раньше новые объекты энергетики строило государство и, сколько бы они ни стоили, потребитель этого не ощущал, то сейчас Федерация финансирует только атомную энергетику, сетевое строительство и гидроэнергетику. Остальные генерирующие компании могут вернуть затраты на новые объекты через тариф на мощность и энергию. Зачастую им проще модернизировать устаревшее оборудование, чем затевать новые стройки. 

Напомним, правительство РФ ставит задачу снизить энергоёмкость российской экономики на 40% к 2020 году. «Мы с вами вступили в очень длительную работу, и этот процесс теперь не закончится никогда», – заключил сенатор.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры