«Филология – фундамент для всех гуманитарных наук»
Беседа нашего корреспондента – с деканом факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета Анатолием Собенниковым.
– Анатолий Самуилович, как вы прокомментируете контрольные цифры приёма на бюджетной основе на старейший факультет старейшего университета?
– Три года назад началось сокращение бюджетных мест на гуманитарные специальности. У нас было 80 мест, осталось 40. При этом приём на естественно-научные и технические специальности в вузах остаётся неизменным, а по отдельным специальностям даже увеличен.
– По вашему мнению, с чем это связано?
– На мой взгляд, здесь ряд причин. Первая причина – финансовая. В проекте бюджета страны расходы на образование уменьшаются. А раз мы провозгласили курс на модернизацию, не с руки сокращать физиков или математиков. Вторая причина – мировоззренческая. К власти пришли прагматики, менеджеры, ориентированные на западные стандарты. Взят курс на оптимизацию расходов. Отсюда подушевое финансирование в школах, новый закон о бюджетных организациях и т.д. А куда пойдут уволенные по сокращению штатов, а оно неизбежно, учителя и преподаватели вузов? Этот вопрос никого не волнует. Когда в стране 500 миллиардов долларов лежат в кубышке, такая оптимизация безнравственна.
– А почему именно филологи пострадали больше всех?
– Филология – фундаментальная наука, её основы заложены ещё в античности. Предмет изучения филологии – слово во всех функциях. Журналистика, PR, реклама – прикладные аспекты именно филологии. И если математика – фундамент для всех технических наук, филология – основа для всех гуманитарных. Успех психолога, социолога, историка во многом зависит от того, насколько он владеет словом, насколько он филолог. Но те люди в министерстве, которые принимали решение, этого не понимают.
– Заговор?
– Я не верю в теорию заговора. Речь идёт об общей культуре людей, принимающих решение. А она, к сожалению, в обществе падает. Вот и кажется кому-то, что филологи или историки даром хлеб едят. Недооценка гуманитарной составляющей в образовании опасна.
– А в чём опасность?
– В утрате национальной идентичности. Национальная идентичность зафиксирована в языке, в символах культуры, в системе ценностей, в способах думать и действовать. Тот же патриотизм невозможно воспитывать на былых военных победах. Патриотизм возможно воспитать только через приобщение к культуре. Наши предки создали русскую цивилизацию, мы не восток и не запад, мы особая цивилизация. Но она может погибнуть. Пренебрежение к языку, к культуре – первый шаг в пропасть.
– ЕГЭ виноват?
– ЕГЭ – это не реформа образования, это форма контроля знаний. Согласитесь, смешно начинать реформу с замены одной формы экзамена на другую. Настоящая реформа образования требует колоссального вложения денег, а их нет. ЕГЭ, двухуровневая подготовка в вузах (бакалавриат плюс магистратура) – всё это имитация реформы. Плюсы ЕГЭ известны: совмещение выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы, возможность абитуриентам подать документы в несколько университетов сразу, мониторинг качества образования в территориях, пожалуй, всё. Дальше начинаются минусы, главный из которых – формализация образования.
К нам уже приходят дети с клиповым мышлением, они не могут логически мыслить, связывать фрагменты текста, не понимают написанного, то есть смысл для них закрыт. Дети ничего не знают про первую мировую войну, даже не знают, когда началась вторая мировая. Всё это я связываю с пренебрежением к урокам родного языка, отечественной литературы, истории. И ЕГЭ эту проблему усугубляет. С помощью ЕГЭ нельзя проверить творческие способности детей. А лозунг сторонников ЕГЭ о равенстве возможностей просто лицемерен. Может ли выпускник сельской школы, где нет ни современных учебников, ни Интернета, соперничать с выпускником московской гимназии?
– Допустим, я хочу поступить к вам на факультет, что меня ожидает?
– У нас 10 бюджетных мест на специальность «Журналистика», 10 – на бурятскую филологию и 20 – на русскую филологию. Специальность «Связи с общественностью» полностью коммерческая.
– Приём по результатам ЕГЭ?
– На дневное отделение – да, на заочное – по результатам нашего тестирования. Кстати, заочная форма обучения тоже не приветствуется в нашем министерстве. Думаю, уже в следующем году её закроют. И это плохо. Образованных людей в стране будет ещё меньше.
Беседовал Сергей ПЕТРЕНКО