Бесхозная тайга
Областные власти настаивают на внесении поправок в Лесной кодекс
Новый Лесной кодекс России формирует из лесопользователя именно пользователя, но не воспитывает в нём хозяина. Поэтому областные власти настаивают на внесении в кодекс поправок, предусматривающих заключение договоров купли-продажи, а не только аренды.
Сейчас купить лесной участок в Иркутской области можно только в исключительных случаях – на муниципальные нужды, для строительства жилья, на дрова. Даже для того, чтобы сходить в лес за ягодами или за травами, нужно заключать договор аренды лесного участка. В этом случае арендатор несёт ответственность за участок, должен заниматься охраной леса и тушением пожаров. К сожалению, такой порядок взаимодействия государства и граждан нельзя назвать эффективным. Все знают, что с самой весны леса полны сборщиков папоротника и черемши, при этом мизерная часть из этих людей заключила договоры аренды леса.
Проблемы отношений в лесной сфере обсудили на днях члены общественного совета при Законодательном Собрании области.
Заместитель председателя областного парламента Геннадий Нестерович отметил, что тема лесных отношений для жителей сельских территорий области – одна из самых острых. С принятием Лесного кодекса усложнилась процедура оформления документов на пользование лесом для селян. Геннадий Нестерович рассказал, что во время его поездок по северу области люди часто обращаются к нему с просьбой дать возможность местным жителям пользоваться лесами, которые прилегают к деревням. Нынешний порядок приравнял этих людей ко всем остальным лесопользователям.
Ещё один изъян нового Лесного кодекса – он открыл лазейки для спекулянтов. Теперь любая организация может взять участок в аренду и перепродать своё право по более высокой цене. Этим открыто пользуются некоторые компании, а у региональных и муниципальных властей нет законных инструментов, чтобы бороться с перепродажей, сожалеет Геннадий Нестерович.
Единственный критерий аукционов – цена, поэтому чаще всего победителями конкурса становятся крупные компании. Для многих средних и малых фирм перекупка участков у более крупных организаций стала единственным способом получить лес легально. Некоторые компании, которые раньше работали в рамках закона, пополнили ряды «чёрных» лесорубов. Руководитель агентства лесного хозяйства Приангарья Владимир Шкода сообщил, что в 2009 году зафиксировано 2,7 тысячи незаконных рубок, нарушители успели заготовить 283 тысячи кубометров древесины.
«Чёрные» лесорубы сейчас чувствуют себя в лесу как никогда свободно. Ведь уже нет 3,5 тысячи лесничих, которые были прикреплены каждый к своему участку. Им на смену пришли 430 лесных инспекторов на всю область.
«Лакмусовая бумажка» проблем в лесу – поведение арендаторов и местных жителей во время пожаров. Сейчас ни те, ни другие не заинтересованы беречь лес. Например, местные жители начинают тушить пожар только тогда, когда огонь подбирается вплотную к деревням.
Законодательное Собрание области уже обращалось к Федерации с просьбой внести изменения в Лесной кодекс, но предложения наших депутатов не поддержали. Тем не менее члены общественного совета решили вновь сформировать пакет поправок и направить его в Государственную Думу. По словам Геннадия Нестеровича, рассмотрение предложений области по совершенствованию лесного законодательства состоится не раньше сентября.