Город для человека
Генеральный план развития Иркутска требует корректировки
В Иркутске прошло 29-е заседание Совета главных архитекторов России. В нём приняли участие 68 зодчих, которые представляли регионы от Москвы до Дальнего Востока. Среди них – президент Союза архитекторов России Андрей Боков, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, мэтр российского зодчества Тимофей Садовский, руководитель службы архитектуры Иркутской области Владимир Распутин.
На форуме архитекторов шла речь о новой градостроительной политике, формировании архитектурно-планировочной структуры городов, о том, как сделать городскую среду более комфортной, раскрыть и показать её во всей красе.
Но сначала гости ознакомились с выставками, посвящёнными 350-летию Иркутска, – в Сибэкспоцентре и «Зодчество Восточной Сибири – 2010» в художественном музее, совершили экскурсию по городу.
– Первое, что хочется отметить в Иркутске, – XX век «прошёл мимо» исторической застройки, – сказал Александр Кузьмин. – У наших городов было две беды: бурное развитие промышленности и пятиэтажный вал панелей, который весьма грамотно был размещён в Иркутске – не затронул ни исторического центра, ни выхода к Ангаре.
– Город создавался в разные эпохи, разными архитекторами, по разным проектам в деревянном и каменном вариантах, но при этом он оставляет впечатление удивительной целостности, – констатировал столичный академик архитектуры Георгий Юсин. – Это город, с которым можно работать дальше.
Старейший архитектор России, руководитель персональной творческой мастерской академик Тимофей Садовский отметил, что в Иркутске градостроительство меньше подверглось влиянию крупного бизнеса, чем в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. В Приангарье Тимофей Садовский не впервые. Всю жизнь он занимается береговой застройкой, формированием речных фасадов городов, проектами речных вокзалов и туристических комплексов на реках, морях и озёрах. Его проекты речного порта в Иркутске, туристических комплексов с объединёнными речными вокзальчиками в Листвянке, Усть-Илимске и Усть-Куте многие помнят до сих пор. «К сожалению, ни один из них так и не удалось реализовать», – с горечью сказал Тимофей Петрович.
– Говорят, вы не в восторге от нашей набережной. Чем она вам не нравится? – спрашиваю у корифея зодчества.
– Тем, что вижу будущую – с аквапарком, тёплыми бассейнами, спортивными и детскими площадками на островах, – ответил собеседник. Помедлил секунду и добавил: – Набережной сегодня нет даже в проекте, одно лишь берегоукрепление.
Академик прав. Представьте обустроенный речной порт, прибрежные зоны, острова, тёплые озёра, цивилизованные пляжи, аквапарки. Какой трамплин для развития водного спорта, экологического и делового туризма. У нас же береговая линия, которая могла бы стать украшением Иркутска и активно использоваться для отдыха, закрыта портом, железной дорогой, промышленными зонами.
– Идея Садовского насчёт обустройства прибрежных зон очень даже хорошая, так как будет востребована, – соглашается главный архитектор города Иркутска Андрей Красильников. – Да и реализовать её не так уж сложно: поставь вдоль реки баржи – вот и бассейн закрытого типа или открытого с подогревом воды. Потенциал у нас есть.
Есть и потенциал, и проекты, однако реализовать их мы не торопимся. Даже гребной канал, который значился в проекте нового мостового перехода через Ангару, не смогли отстоять. Спортивную зону с Ледовым дворцом в Академгородке забросили. Многие опасаются, как бы не получилось подобное со 130-м кварталом. Заниматься реконструкцией исторической среды надо комплексно: прокладывать коммуникации, делать парковки, реставрацию памятников, подключать их к сетям и сохранять эти здания. Запланированные в 130-м квартале гостиница, кузница, выставочная галерея – это то, что будет востребовано, будет привлекать горожан и туристов.
Говоря о стратегических принципах развития, выступающие отмечали, что Иркутск – один из немногих городов страны, имеющих проекты планировки, в которых ещё много недостатков. Главный из них – отсутствие красных линий, ограждающих проезжую часть от территории застройки. Тема красных линий остаётся болезненной для Иркутска, особенно с расширением улиц, необходимостью перекладки инженерных коммуникаций, вопросами собственности. В последние 10 лет в городе происходил захват общественных пространств, исчезали теннисные корты, общедоступные спортивные и детские площадки. На любимых местах отдыха горожан появлялись офисы, рестораны, магазины. Чтобы упорядочить всё это, надо в ближайшее время согласовать красные линии, ограничить рекреационные зоны и нормально их использовать. Красные линии – это линии правового регулирования, которые определяют земли общего пользования и отделяют их от земель приватного назначения. Общественное пространство – это то, что делает город городом.
– Для этого нужно вернуться к стратегии, внести изменения в генплан в части разработки и утверждения проектов планировки, – предложил заместитель председателя градостроительного совета Юрий Перелыгин. – В первую очередь на утверждение выставить проект планировки улично-дорожной сети. Надо создать правовой каркас, а затем последовательно идти по пути утверждения проектов планировки территорий.
– Утверждённый в 2007 году генплан
Иркутска не соответствует требованиям сегодняшнего дня, – соглашается мэр города Виктор Кондрашов. – Необходимы новые идеи развития, город должен строиться вокруг человека, а не вокруг промышленных предприятий.
Подобного мнения придерживается и архитектор Андрей Красильников. Генплан необходимо дополнить проектами планировки, потому что и до принятия генплана, и после случались отводы в береговой зоне. Дорожно-транспортный каркас надо выделить и пройти процедуру согласования, чтобы зоны рек Ангары, Ушаковки, Иркута остались зонами рекреации. Сегодня они непонятно в чьей собственности. Случалось, воды засыпали землёй и размещали там объекты.
У города имеется наработанная документация по реконструкции набережной Ангары, улиц и скверов, но нет средств проекты «распечатать». Взять, к примеру, сквер возле автовокзала, в котором планируется поставить памятник жёнам декабристов. На него уже и документация разработана, и в план строительства он должен был войти в этом году, но из-за нехватки финансирования объект выпал из графика. В планах также памятник первопроходцам на улице Сухэ-Батора, в месте, где она упирается в набережную Ангары, памятник Леониду Гайдаю и его героям. Такое юбилейное поручение взяла на себя ВСЖД, и уже сделаны первые шаги по разработке скульптурной композиции.
Экскурсия архитекторов завершилась посещением комплекса жилых домов «Новый город-3» на улицах Советской и Александра Невского. На примере этой застройки гостям продемонстрировали, как город осваивает территории с учётом инфраструктуры: автозаправок, многоуровневых автопарковок, магазинов, офисов…
– Этот комплекс на 60 тыс. кв. м состоит из восьми блок-секций, – пояснял сопровождавший делегацию заместитель генерального директора по строительству компании «Новый город» Виктор Бровко. – И рядом, на улице Александра Невского, возводится подобный, на 58 тыс. кв. м. Заложили его в апреле 2009-го, сдача первой очереди на 125 квартир намечена на конец нынешнего года.
Особенно гостей заинтересовала четырёхуровневая парковка. В ней на каждом этаже сделаны пандусы, что даёт возможность машинам свободно разъезжаться, на каждом из четырёх уровней самостоятельный въезд-выезд. «Уникальность архитектурного и конструктивного решения объекта в том, что наклонность перекрытий составляет 16 метров, – пояснил архитектор компании Антон Жуков. – Подобного в Иркутске пока не увидишь».
– Сколько стоит 1 кв. м в ваших домах? – поинтересовались гости.
– От 38 тыс. рублей, – ответили сопровождавшие гостей представители компании.
– А какова себестоимость строительства?
– От 28 тысяч. Дело в том, что в центре большое земельное обременение, что и отражается на стоимости 1 кв. м. Только за подключение этого микрорайона мы заплатили 11 млн. рублей, сети по улице К. Либкнехта перекладывали полностью, чтобы получить право на врезку водовода.
Академик Андрей Боков отметил, что Иркутск позиционируется как «город с позитивным образом. В нём нет трущоб в общепринятом смысле – есть деревянное жильё, ценить которое мы разучились». Дерево, по мнению архитектора, – строительный материал будущего, в Англии из него возводятся даже многоэтажные дома. «Чтобы нам с вами было удобно жить, необходимо создавать новые стандарты жилья», – заключил академик.
– Ближайшие архитектурные проекты тесно связаны с юбилеем города, – сказал заместитель председателя областного правительства Николай Хиценко. – Это старт для будущих больших дел. У Иркутска огромный потенциал и много неиспользованных возможностей.
После заседания архитекторы повстречались с губернатором Дмитрием Мезенцевым. Глава региона подчеркнул, что для Иркутска необходимо благоустройство рекреационных зон, а историческая архитектура должна гармонично сосуществовать с местами семейного отдыха горожан. Он также отметил, что «вопрос новой градостроительной философии» станет одним из ключевых на Байкальском экономическом форуме, который пройдёт осенью в столице Приангарья.
На пресс-конференции Владимир Распутин и Андрей Красильников подвели итоги 29-го Совета главных архитекторов России. Одним из основных выводов стала необходимость создания региональных градостроительных центров для подготовки представителей власти. Такие центры предполагается создать на базе Союзов архитекторов и саморегулирующих организаций.