Безвыходное разделение
Разделение ГУЭП «Облкоммунэнерго» на предприятия по обслуживанию электрических сетей и сбыту электроэнергии должно произойти до 1 сентября 2010 года. Теоретически реорганизация позволит «Облкоммунэнерго» выйти на оптовый рынок электроэнергии и вернуть утраченный статус гарантирующего поставщика. А на практике это будет сопряжено с большими затратами и может привести к удорожанию электричества для всех категорий потребителей, кроме населения.
Согласно требованиям Федерального закона «Об электроэнергетике», компании, совмещающие генерацию, обслуживание сетей и сбыт электроэнергии, должны были разделить сферы деятельности. «То есть ГУЭП «Облкоммунэнерго» вместе с собственником, не проведя разделения по видам деятельности (передача и сбыт электроэнергии), фактически нарушает закон», – констатировала руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина. Однако она отметила, что ответственности за такое нарушение нет. Иркутское УФАС намеревалось во втором полугодии провести проверку «Облкоммунэнерго», по результатам которой предприятие получило бы решение о разделении. «Мы уже выдавали такие решения иным хозяйствующим субъектам, проходили судебные процедуры и добивались разделения: в частности, Братские электрические сети разделились на основании решения суда», – напомнила Валентина Заморина. Но до такого варианта развития событий не дошло – правительство Иркутской области решило выделить из состава «Облкоммунэнерго» сбытовую компанию. Реорганизацию предприятии собственник планирует провести до 1 сентября.
Дорогой выход
После того как вопрос о разделении «Облкоммунэнерго» обсуждался на заседании областного правительства, министр имущественных отношений Иркутской области Михаил Карасёв высказал мнение, что предприятие сможет вернуть себе статус гарантирующего поставщика, которого оно лишилось с 1 января 2010 года. Однако, по словам Валентины Замориной, для этого нужно будет выйти на оптовый рынок электроэнергии, что потребует значительных затрат. Во-первых, требуется оборудовать все точки подключения к сетям «Облкоммунэнерго» автоматизированной системой контроля и учёта электрической энергии (АСКУЭ). по ойенкам экспертов, на установку АСКУЭ потребуется 60–90 млн. рублей. Источником этих средств может послужить инвестиционная программа «Облкоммунэнерго», расходы на которую закладываются в тарифы.
Для работы на оптовом рынке потребуется создание трейдерской структуры. Это обойдётся ещё как минимум в 20 млн. рублей. Рост стоимости электроэнергии у «Облкоммун-энерго» неизбежен ещё и потому, что предприятие не всегда сможет покупать электроэнергию по плановым заявкам, часть придётся приобретать на балансирующем рынке, где цена выше. Причина проста: физические лица, которые составляют 69% абонентов компании, потребляют электричество очень неравномерно, поэтому предугадать объёмы потребления крайне сложно. «Нельзя же спрогнозировать, когда население чайник включит», – привёл простой пример один из собеседников «СЭ». А за отклонение от заявленного потребления правила работы оптового рынка предусматривают штраф. Санкции налагаются и в случае неуплаты за поставленную электроэнергию – риск этого тоже есть, поскольку население платит за электричество нестабильно. Чтобы компенсировать штрафы, придётся либо брать кредиты, либо закладывать потери в тариф.
Поэтому специалисты отмечают, что в случае выхода «Облкоммунэнерго» на рынок стоимость электроэнергии у компании будет выше, чем у конкурентов. Это коснётся юридических лиц – население с 1 января 2011 года останется единственной группой потребителей, которые будут платить за электричество по фиксированным тарифам. По оценкам специалистов, для них цена киловатт-часа у «Облкоммунэнерго» будет на 15–30% превышать стоимость киловатт-часа у Иркутской энергосбытовой компании.
Валентина Заморина также заметила, что в настоящее время не может работать публичный механизм, определяющий предоставление статуса гарантирующего поставщика. В соответствии с законодательством гарантирующим поставщиком должен быть тот, кто предложил минимальную сбытовую надбавку на конкурсе, объявленном для субъектов РФ. Но постановления правительства РФ, устанавливающего порядок проведения этого конкурса, до сих пор нет. Вместе с тем до его принятия законодатель делегировал полномочия в сфере определения статуса гарантирующего поставщика субъекту Федерации.
Вдобавок «Облкоммунэнерго» вряд ли сможет предложить минимальную сбытовую надбавку, поскольку у него нет связи с генерацией и оно вынуждено закупать электроэнергию. В силу указанных причин, по информации «Сибирского энергетика», в областном правительстве считают нецелесообразным выводить компанию на оптовый рынок. Вместо этого предполагается развивать предприятие по обслуживанию сетей в составе «Облкоммунэнерго» в качестве региональной сетевой организации. А после реорганизации компании приватизировать её.
И снова приватизация
По словам министра имущественных отношений Иркутской области Михаила Карасёва, акционирование неизбежно в силу требований законодательства. «Так что этот вопрос сейчас обсуждается, мы очень плотно работаем с профильным министерством над тем, в какой форме и в какие сроки будет проводиться акционирование», – сказал он. В то же время Валентина Заморина заметила, что требования об обязательной приватизации государственных унитарных предприятий в Федеральном законе «О приватизации» не содержится. Но в законе о государственных унитарных предприятиях сказано, что такой статус в перспективе должны сохранить только социально значимые и обеспечивающие безопасность страны компании. «Это право собственника. Нет такого нормативного правового акта, особенно в энергетике, который обязал бы акционировать госпредприятия», – подчеркнула руководитель Иркутского УФАС. Однако, по её словам, приватизация «Облкоммунэнерго» обсуждается около 10 лет. И, несмотря на её неизбежность, процесс этот весьма сложен и требует значительных затрат.
В первую очередь, значительные расходы будут необходимы для регистрации прав собственности имущества, находящегося в хозяйственном ведении «Облкоммунэнерго». «Это очень большие деньги: инвентаризация, постановка на кадастровый учёт, а уже затем регистрация права собственности», – подчеркнула Валентина Заморина. А только по опубликованным на официальном сайте предприятия данным «Облкоммунэнерго» эксплуатирует свыше 2588 подстанций, 7685 км воздушных и 1938 км кабельных линий электропередачи. Всего в ведении компании находится около 23,5 тыс. объектов, в том числе примерно 5,9 тыс. объектов недвижимости. «И под каждой подстанцией, под каждым столбом надо приватизировать землю, – обрисовала руководитель Иркутского УФАС масштабы работы. – А если это, скажем, земля сельхозназначения, возникают дополнительные сложности. Ещё раз подчеркну, что решение вопросов финансирования этих работ относится к полномочиям хозяйствующего субъекта и собственника».
В то же время в пресс-службе «Облкоммунэнерго» отказались комментировать дальнейшую стратегию развития компании в целом и возможность выхода на оптовый рынок электроэнергии в частности. «В процессе реорганизации компании неизбежно будут уточняться задачи, стоящие перед этими предприятиями, и сроки их исполнения, координироваться планы и приоритеты распределения ресурсов, – было сказано в ответе на запрос «Сибирского энергетика». – В связи с этим на данном этапе нецелесообразно давать комментарии по вопросам стратегического планирования деятельности предприятия и приводить конкретные даты исполнения этапов работ». Получить комментарии представителей правительства Иркутской области по этому вопросу также не удалось.