издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Символ веры Евгения Ушакова

С тех пор прошло немало в общем-то лет, а этот эпитет всякий раз приходит на память, когда встречаюсь с Евгением Владимировичем, чаще всего на различного рода выставках. Да, он действительно великий подвижник, мастер, равного которому (пусть извинят меня братья-художники) по силе духа, цельности характера, независимости суждений – всему тому, что так ярко и мощно проявляется в его произведениях, – я не нахожу. Ушаков стоит особняком, его искусство самобытно и поистине неподражаемо: в картинах, выполненных в открытой им технике пластинчатой мозаики из бересты, оживают образы былинных персонажей, героев народных сказаний, в которых, как сказал поэт, и «русский дух и Русью пахнет». 

Он и сам, как былинный богатырь, в свои 85 весь в работе, в хлопотах. Будучи по природе жаворонком (его собственное признание), он поднимается вместе с солнцем и, как одержимый, бросается в гущу неотложных дел. Трудно, ну просто невозможно поверить, что за плечами этого энергичного, всегда подтянутого человека и тропы Великой Отечественной, и сотни тысяч километров исхоженных изыскательских дорог, и, что самое невероятное, сейчас, когда я пишу эти строки, Евгений Владимирович заканчивает последние приготовления к сплаву по Иркуту по своему излюбленному маршруту вместе с группой таких же, как он, романтиков. Там, на бурной горной реке, он и отметит своё 85-летие. Это ли не характер!

Накануне, за несколько дней до этого, я заглянул в гости к Евгению Владимировичу. Хотя в его мастерской, что по улице Энгельса, мне доводилось бывать и раньше, на сей раз меня буквально поразило огромное количество новых картин из бересты, выполненных в технике пластинчатой мозаики. К слову, авторство Ушакова было зарегистрировано официально ещё четверть века назад, и его техника рекомендована к исполнению художникам Сибири и других регионов, богатых лесом. Но… рекомендовать – одно, а выполнять на деле – другое. Так что можно с уверенностью сказать, что Евгений Ушаков остаётся «монополистом» поневоле, певцом и классиком невероятно трудоёмкого, сложного и поистине народного искусства. По собственным словам художника, его творчество – это нескончаемые эксперименты как в смысле колорита, так и в поисках стилевых решений. Неподражаемые композиции «Солнечные травы», «Деды и внуки», «Ковёр таёжный!», «Ковёр северный» (подарен академику Мелентьеву), «Эхо минувшего», «Яков Похабов», «Дружина» и ряд других стали достоянием «Интуриста», авиазавода.

Первой же большой монументальной работой (3,8х9 метров) в его технике была композиция, выполненная аж в 1967 году для гостиницы «Ангара». Кстати, по свидетельству специалистов, это была первая подобная работа не только в Сибири и в России, но и в мире. Произведение называлось «Сибиряки» – стилизованные охотник, лесоруб и рыбак. Фигуры были набраны из белой бересты разной тональности и рисунка. Для исполнения отдельных деталей использовалась береста, «подкрашенная» лесным пожаром.

Наш разговор в мастерской художника я бы назвал монологом. Евгений Владимирович замечательный рассказчик – сколько живости, красок, юмора в каждой фразе, в каждой картинке или эпизоде. Спросил его, почему он увлёкся берестой, он, уже сложившийся живописец, мастер акварели?

– Когда впервые приехал в Иркутск – это случилось в 1960 году, – рассказывает мой визави, – довелось скитаться по разным углам, а работать я начинал художником в художественно-рекламном комбинате. Наконец, выделили неблагоустроенную квартиру, где и сделал своё открытие.

– Когда топил  печку берёзовыми дровами, – делится воспоминаниями Евгений Владимирович, – то обратил внимание на очень красивую берёзовую кору, как по цвету, так и по рисунку, фактуре. Сразу сообразил, что из этого материала можно создавать художественные произведения. Сделал композицию «Взошло солнце» (158х119). И всё это в условиях тесной комнаты, на том же месте, где спал. Попал на выставку, заметили, пошли другие произведения. Стал изучать этот материал…

– Что было дальше?

– Продолжал выезжать на природу, работал маслом и акварелью, но сердцем уже прикипел к новому, открытому мною материалу – бересте. Коллеги-художники по-разному относились к моей страсти. Одни приветствовали, другие отвергали, называя бересту «жёваной бумагой». Я относился к этому спокойно. Изучал и изучал предмет моей любви, работал и работал. Приходилось нелегко, ведь предшественников, считай, не было.

Замечу, кстати, что, заготавливая бересту, никогда не беру её с живого дерева, не делаю берёзкам больно. Берёза – самое русское дерево, символ чистоты, символ России, дома. Любовь к берёзе общеизвестна. Недаром в народе говорят: в берёзовом лесу – веселиться, в сосновом – молиться, в еловом – удавиться. Весёлый, добрый, неунывающий, любвеобильный, широкий, открытый и душевно щедрый характер русского человека более всего соответствует самому светлому дереву нашей природы – берёзе, излучающей свет и тепло.

В тайге, – продолжает Евгений Владимирович, – более двадцати её видов: белая, жёлтая, чёрная и даже… железная. Полярная берёза напоминает кустарник и имеет золотистую кору. Для пластинчатой мозаики собирается лесной берестяной мусор. Сбор бересты – дело крайне трудоёмкое. Выискиваешь давно погибшие деревья, часто заросшие травой и засыпанные сопревшей листвой.

За эти годы, – Евгений Владимирович листает альбом с эскизами, фотографиями, – было исполнено более 20 очень крупных произведений, в которых материалом служила берестяная кора. Вот, взгляни. Дом моделей – «История одежды», завод «Радиан» – «На берегу Ангары», кинотеатр «Баргузин» – «Сибирь необъятная», аэропорт (четыре композиции) – «Песнь об Иркутске», для Австрии – «Сибирь и наука» и т.д. Размер произведений – 5, 10, 15, 20 метров. При исполнении многих картин моим помощником был сын Володя.

В 60-е, 70-е, 80-е годы я создавал мозаики и из природного камня, керамики и смальты, к примеру, бетонная чеканка, мозаичные узоры на здании института «Гипрохлор», орнаменты на фасаде кинотеатра «Баргузин»…

Вот ты интересуешься, с чего всё началось? – Евгений Владимирович подливает в чашку горячего чая. – С детства. Оно ведь часто определяет всю последующую жизнь. Когда я учился в тюменской школе № 25, преподавателем рисования и черчения там был художник-профессионал Александр Павлович Митинский. На его уроках всегда было интересно и весело. С ним мы сдружились, вместе ходили за грибами. Хорошо помню воскресный день 22 июня 1941 года. Мы, члены кружка рисования, с Ми-тинским, как всегда, пошли за город рисовать. День был ясный, солнечный. Я рисовал акварелью дорогу, идущую в гору. Было очень жарко… Когда вернулись в город, увидели людей, стоящих возле чёрных громкоговорителей. Война.

В начале 1943 года нас, мальчишек, досрочно призвали в армию. Мне не было и восемнадцати. Тюменское пехотное училище, затем обучение радиоделу в городе Кержаче Влади-

мирской области, под Москвой. Весной 1945 года после муштры и тренировок участвовал в боевых действиях на территории Румынии, Венгрии. Затем бои в Австрии, в Чехословакии, где и  застала победа. Воевать пришлось немного, но и этих нескольких месяцев вполне хватило, чтобы осознать весь ужас происходящего. Видел смерть товарищей, разрушенные города, грохот взрывов. Своё 20-летие отметил месяц спустя после объявления победы. Домой, в Тюмень, вернулся с тремя медалями: «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Вены». Как ветеран войны, награждён всеми юбилейными медалями и орденом Отечественной войны 2-й степени.

Добавим, что и на мирном фронте награды не обошли большого труженика и патриота: в их числе медали «За трудовую доблесть», «За вклад в наследие народов России», звание лауреата премии в честь святителя Иннокентия, губернаторской премии,  многочисленные грамоты за многолетнюю подвижническую деятельность, за личный вклад в развитие культуры города. К слову, Иркутску Евгений Ушаков подарил 50 крупных произведений на темы первопроходцев, первостроителей, на ведические, православные, исторические темы, на темы русских былин, нашей сибирской природы.

Евгений Владимирович – непременный участник выставок различного уровня: зональных, региональных, зарубежных. Свои произведения он показывал в Германии, Франции, Швейцарии, Америке, Южной Корее.

И вот ещё одна выставка, очередная. Её открытие состоялось накануне 85-летнего юбилея мастера. В холле гостиничного комплекса «Интурист» художник представил впечатляющую серию своих произведений, выполненных из бересты. Настоящих шедевров, воспевающих величие России, её героическое прошлое, красоту и неповторимость нашего края.

Характерна запись, оставленная в книге отзывов: «Выставка потрясает. Хочется от души порадоваться за иркутян, за город, в котором живут и работают художники такого масштаба, как Евгений Ушаков. Наша ему признательность и земной поклон».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры