Искусство, подобное взрыву
Иркутская школа живописи по праву считается одной из самых авторитетных и представительных не только на востоке страны, но и в России в целом. Это целая плеяда талантливых, самобытных художников, именами которых мы по праву гордимся. В ряду признанных мастеров имя Галины Новиковой занимает одно из самых видных мест.
В эти дни Галине Евгеньевне исполнилось бы 70 лет, но увы, вот уже десять лет как её нет с нами. Но живо искусство Новиковой – оно продолжает волновать, восхищать, привлекать. И в этом убеждает огромный интерес к выставке работ Галины Новиковой, развёрнутой в залах сибирского отдела Иркутского художественного музея.
Мы видим портреты поэта Ростислава Филиппова, художника Аркадия Вычугжанина, актёра Михаила Ульянова, учёного-биохимика Бориса Шмакина, многочисленные автопортреты, отмеченные глубочайшим психологизмом, изысканностью художественных приёмов. А её натюрморты, пейзажи – ведь это настоящие откровения, сочетающие в себе и лирическое начало, и волевое, нервное напряжение.
«В фокусе её искусства, – отмечал почитатель таланта Новиковой Марк Сергеев, – соединились времена, соединились души, выкристаллизовалось главное – ненавязчивая доброта, сердечный, таящийся в глубине свет и мудрость, понимающая всё, что было и что будет…».
А вот мнение искусствоведа Тамары Драницы: «Искусство Галины Новиковой подобно взрыву – мгновенно и неотразимо, задолго до того момента, когда удивительный, восхищённый или раздражённый зритель начинает понимать внутреннюю логику живописных и графических образов художника. В портретах Г. Новиковой острое, почти болезненное ощущение чужой жизни и драматические изломы собственной судьбы как бы не изображаются, а впрессовываются в жестковато-прочную, вибрирующую от напряжения форму. И только природа и мир мастерской составляли лирическую отдушину от неуёмной, жаждущей драматических впечатлений души художника.
Для искусства Галины Новиковой характерны разного рода поэтические иносказания. Ей чужды искажения объективной картины бытия и легковесные, беллетристические рассуждения о жизни. Предпочитая прямой, откровенный и бескомпромиссный диалог с натурой, Галина Евгеньевна не уходила от социально острых, конфликтных тем и сюжетов. В людях и природе Новикова видела прежде всего выразительность и внутреннюю красоту, оттого каждая портретная ситуация, каждый пейзажный мотив является выражением её художнической сути, её творческой ипостаси».
На открытие мемориальной выставки пришли коллеги-художники, почитатели творчества Новиковой, а также бывшие питомцы Галины Евгеньевны, много лет отдавшей воспитанию и обучению будущих художников.
Сегодня многие её ученики – признанные мастера, продолжатели традиций иркутской школы живописи.