Урок от «Мисс Кувалды»
В четверг, 27 мая, в Иркутске побывала абсолютная чемпионка мира по боксу, спортсменка и просто красавица Наталья Рагозина, которая ведёт блог «Мисс Кувалда». Она представила иркутянам фильм «Белая медведица», в котором сыграла главную роль, и книгу о себе «Нокаут от блондинки». Ещё Наталья Рагозина должна была дать мастер-класс. Предполагалось, что это будет урок для юных спортсменов. А оказалось, для всего Иркутска.
– Знаете, идёт программа по телевизору «Один день со звездой». Вот там всё неправда! Или, может, это я такой человек, что не могу так, как показывают, праздно время проводить, – абсолютная чемпионка мира по боксу Наталья Рагозина, улыбаясь, начала с воодушевлением рассказывать: – Последний день перед Иркутском у меня был сумасшедший. Дело в том, что накануне случилось ЧП. В магазине украли ридикюль с деньгами и документами. И вот, утро начинается, и я, ещё не собрав вещи для поездки, поехала в паспортный стол. Слава богу, там меня узнали и приняли без очереди. Паспорт обещали сделать за три дня, а пока я прилетела к вам со справкой. После паспортного стола – ГАИ, потому что прав я тоже лишилась. Фотографии, квитанции и всё остальное я собираю сама – у меня нет «прислуги». Дальше я еду в сберкассу, а там очередь: бабушки, дедушки. Ну, отстояла я очередь, заплатила за квитанцию, – Наталья Рагозина засмеялась, видимо, эти приключения стали забавлять и её саму, и продолжила: – Потом поехала обратно в ГАИ, там мне сделали временные права. Следом – в магазин, где сумку «подрезали». Директор его мне пообещал, что, «конечно, всё найдём», объявление о краже повесили там большими буквами. Из магазина – на тренировку, оттуда – в школу за ребёнком (Ивану, сыну Наталье, 9 лет. – Авт.). Забрала его и поехала в ресторан поужинать с друзьями. Среди них был актёр Егор Бероев, бывший моим партнёром по фильму «Белая медведица», в котором я сыграла главную роль. Мы с ним познакомились на съёмках и сейчас дружим. И он мне сказал: «Наташ, когда поедешь в Иркутск, попробуй обязательно сига». Я говорю: «А что это?» Он отвечает: «Рыба!». Егор был у вас в гостях, и ему тут тоже очень понравилось.
Ну вот, а после ресторана я поехала домой, собрала вещи за 20 минут – и в аэропорт. Такой был день суетный. Зато я сделала все дела.
– Случалось ли вам не в спорте, а в жизни применять свои боксёрские навыки? – поинтересовались журналисты, узнав, что даже чемпионку мира по боксу могут обокрасть.
– Конечно. На улице, когда ещё не знали или не верили, что я занимаюсь боксом, было много случаев, когда отбивалась, а бывало, и убегала – не зря же до бокса занималась лёгкой атлетикой. Сейчас думаю, что лучше промолчать, не заметить людей, которые хотят тебя обидеть. Зачем кулаки марать?
«Нокаут от блондинки»
Не менее суетный день был у Натальи Рагозиной в Иркутске. В 10 утра – пресс-конференция в дилерском центре «Peugeot»: спортсменка недавно стала лицом этой марки. Перед журналистами Рагозина появилась на шпильках, в атласной розовой юбке по колено и в чёрном топе. Образ дополнял ярко-алый маникюр и крупный розовый кулон, изображавший медвежонка с сумочкой, усеянного стразами. Женственности представительнице «неженского дела» не занимать. Впрочем, как и жёсткости позиции. Услышав вопрос одного из журналистов о том, как «Peugeot» решилось в качестве рекламы усадить за руль купе-кабриолета 308 CC, считающегося женским, чемпионку «неженского» спорта, Рагозина сказала:
– Есть разные виды бокса – мужской и женский. Нельзя меня сравнивать с мужчиной. Я женщина. Я занимаюсь боксом, потому что его люблю. Вы мало знаете, если считаете, что женский бокс плохо развит. Недавно его, например, ввели в Олимпиаду.
На вопрос журналистов о том, как ей удаётся оставаться женщиной и чемпионом по боксу одновременно, она ответила:
– Да, мои соперницы больше похожи на мальчиков: когда выходят на ринг, кажется, что это Тайсон в юбке. А я много и не качаюсь, чтобы не быть Шварценеггером. Наверное, за это стоит сказать спасибо родителям, что воспитали меня такой. А остаться непобитой и красивой после боя мне помогает тренер – олимпийский чемпион Вячеслав Яновский. Всех соперников мы держим на дистанции, на длинном джебе (джеб – один из основных видов ударов в боксе. – Авт.) Вы знаете, все думают, что бокс – это мордобой: вышел, по морде надавал, по голове настучал… Ничего подобного, бокс красив, как шахматы. Думаешь над тем, как обхитрить соперника, обыгрываешь движения.
– У вас много поклонников не только в России. Как происходит общение с ними?
– Да, в Германии, например, много фанатов, которые приезжают на мои бои, болеют за меня. (Постоянное место жительства Натальи – в Германии. – Авт.). И, представляете, немцы во время боя встают и поют гимн России, правда, не новый, а старый ещё. Наверное, кто-то со школы помнит. Когда я услышала это, у меня не было слов, только слёзы. Это очень приятно.
Но больше всего народу собралось на мой последний бой, он проходил в России, в Екатеринбурге. На улице был мороз 35 градусов, а в зале – семь тысяч человек! Я даже не ожидала такого. Люди пришли поддержать меня в бое с Памелой Лондон, она тяжелее меня на 35 килограммов. Мой вес – 76, а её – 107. А в боксе каждый грамм имеет значение. Мне было страшно, по-спортивному, пропустить удар, потому что у неё кличка «Граната». Если б она попала, мало бы мне, конечно, не показалось. Но когда я ей попала, она упала в нокаут. Это был восьмой раунд.
Вокруг Рагозиной трещали затворы фотоаппаратов, выстраивалась очередь за автографом. Абсолютная чемпионка не отказала никому из желающих получить её роспись на память. Параллельно она представила прессе книгу «Нокаут от блондинки», в которой о ней рассказывают тренеры, коллеги по рингу, друзья и сама Рагозина.
– В этой книге всё правда, – сказала чемпионка. – А в Интернете – нет.
– А что в Интернете неправда?
– Много чего. Неправда, например, что я раздеваюсь для журналов. Снималась для них я давно, когда женский бокс ещё никто не знал, и так откровенно, как там пишут, не раздевалась. Всё в меру. Просто доказывала, что красота совместима с боксом.
– Книга о вас называется «Нокаут от блондинки», а вы замечаете в своём поведении какие-то типичные черты, которые приписывают блондинкам?
– Про блондинок вы можете говорить всё, что угодно: блондинка я не настоящая. А бью по-настоящему.
Вместо подиума – на ринг
34-летняя чемпионка занимается спортом всю жизнь, с 7 лет, хотя в детстве мечтала о более женственной профессии.
– Может, это смешно звучит, но в детстве я хотела быть моделью или стюардессой. Насчёт стюардессы позже поняла, что сильно высока для этой профессии – приходится в три погибели сгибаться, чтобы в самолёт зайти. А о профессии модели мечта сбылась, правда, уже когда я стала боксёром. У меня есть друг Илья Шиян, великий дизайнер, который шьёт мне форму на бой. Мы забавно познакомились: нас представили другу другу на каком-то мероприятии, сказали, что вот, это Наталья, чемпион мира по боксу. Он говорит: «Господи, только не бейте меня, я вам пригожусь». Я спрашиваю: «А вы кто?» Он отвечает: «Дизайнер». Тогда я говорю: «О, будете мне форму шить!». Помню, когда первый раз я вышла в его форме на бой и после раунда села в угол ринга, всем говорила: «Только воду не лить!». Знаете же, после раундов боксёров водой поливают. А я прошу: «Костюм замараете, он полиняет, не надо!». Тренер говорит: «Я тебе дам костюм» – и как выльет на меня всю воду! Иди, говорит, боксируй.
Однако прежде чем появиться на подиуме, Наталья Рагозина не раз выходила на ринг.
– В спорт меня отдала старшая сестра Татьяна (у Натальи три родные сестры и брат. – Авт.), я ей очень благодарна за это. Училась я в спортивном интернате, специализировалась в беге на средние дистанции. Стала чемпионкой Азии и чемпионом Казахстана. Лёгкой атлетике отдала 11 лет, она заложила во мне спортивный характер, выносливость, физуху.
Боксом начала заниматься случайно. На улицах никогда не дралась, могла в шутку сдачи дать, но все говорили: «Наташа, у тебя рука тяжёлая», – вспоминает она. – А когда жила в Нижнем Тагиле, однокурсники из спортивного училища пригласили на тренировку по боксу. Тренер Александр Сергеевич Малышев поставил меня поспарринговать с мальчиком, который там уже занимался. И он разбил мне губу. Мне было так неприятно, я сказала: «К чёрту бокс, у меня кровь на футболке, не хочу!». А Малышев отвечает: «Наташ, ты ещё крови не видела. Приходи, сделаем из тебя чемпионку». Но я ушла. А когда пришла домой, тётя Валя, сестра матери, спросила: «Что, так просто сдашься? У тебя нет техники. Потренируешься и отомстишь». И я вернулась, потренировалась, встала с тем мальчишкой в пару и как дала – мало не показалось!
– Сейчас на тренировках вы стоите на спаррингах с мужчинами – все они джентльмены и знают, куда нельзя быть женщину?
– Да, с девочками, которые приходили раньше, я боксировала не в полную силу и одной рукой. Это несерьёзно и уже неинтересно. Можно было бы вызывать девочек из Америки, Европы, но это очень долго, нужно оформлять визу и так далее. Поэтому мне помогают ребята. Они профессионалы и знают, куда можно ударить, куда нет, и когда можно. В полную силу, конечно, меня бить нельзя. Они же мужчины и могут просто убить.
– Кроме той крови из разбитой в юношестве губы, после вы видели свою кровь на ринге?
– Кровь – нет, но во время предпоследнего боя я сломала о голову соперницы руку из-за плохо затейпированной кисти. Тейпы – это бинты на руку, которые обматывают, чтобы не сломать кисть. Их делал не мой доктор, и он, наверное, думал, что я бью слабо, как другие девочки небольшого веса. Слабый тейп я почувствовала во втором раунде, когда первый раз ударила по голове американке Лауре Рэмси. С шестого раунда боксировала со сломанной кистью. Но всё нормально, в Германии мне её потом быстро вылечили.
В профессиональный бокс из любительского Наталья перешла в 2004 году. Рассказывала, что, когда приняла это решение, «девочки в сборной обрадовались, а тренеры загрустили». За один год провела на ринге пять поединков и во всех вышла победительницей (четыре боя закончились для соперниц нокаутом). Рагозина, не дождавшись включения женского бокса в олимпийскую программу, стала самой титулованной женщиной в профессиональном боксе.
А 13 августа 2009 года Международный олимпийский комитет наконец-то включил женский бокс в программу Олимпиады-2012.
– У вас была давняя мечта – сразиться с дочкой легенды мирового бокса Мохамеда Али Лейлой Али. Сейчас появились шансы на её осуществление?
– Лейла Али уже в прошлом, потому что она родила и вроде ушла из бокса. Хотя до этого угрожала в камеру, что побьёт меня, что я дольше всех из соперниц продержусь на ринге, но потом она меня нокаутирует. Это неправда, потому что слова уносит ветер, а действие остаётся навсегда. Я сказала: «Лейла, давай выходи в ринг, разберёмся». На что она ответила, что не хочет со мной драться. В общем, от бокса она отошла. Ну и правильно сделала, я теперь чемпионка. Но сейчас женский бокс ввели в Олимпиаду, и, может быть, если профессионалам разрешат там выступать, Лейла вернётся. Тогда она никуда не денется. Весовая категория у нас одна.
«Тут не до жалости»
По окончании пресс-конференции Наталья Рагозина без всякого перерыва поехала на презентацию фильма «Белая медведица», получившего в 2008 году Гран-при V Международного кинофестиваля спортивных фильмов «Атлант» за лучший художественный фильм о спорте, в котором сыграла главную роль. Лента рассказывает о внучке чемпиона Советского Союза по боксу, в которой промоутер, друг её дедушки, замечает боксёрские способности и приглашает её в большой спорт.
– Главной героине фильма предлагают проиграть бой за деньги. А в профессиональной практике сталкивались ли вы с подобными нечестными ситуациями?
– Я думаю, такое может быть только в кино. У меня не было таких ситуаций. Единственное, о чём меня просили в спорте, – сильно не бить девочек, пожалеть. Но это неправильно: когда я начала жалеть, стала пропускать удары, и потом поняла, что тут не до жалости: девочка хочет меня побыстрее поколотить, а я её жалею. На ринге нельзя дружить, переживать, помогать.
А что касается специальных проигрышей – такого не может быть, я не могу проиграть. Я же чемпионка. И в жизни тоже. Когда по сюжету кино меня послали в нокдаун, мне было тяжело упасть. И потом, когда я смотрела фильм, на этом моменте у меня аж мурашки пошли по телу – я подумала: «Господи, не дай бог это будет в жизни».
По словам Натальи Рагозиной, её дебют в кино – это одна из попыток найти себя в какой-то другой, кроме спорта, профессии. «Когда человек занимается спортом, ему тяжело увидеть себя в чём-то другом, – признаётся она. – Я сейчас занимаюсь тем, что ищу».
– Два года назад вы говорили о том, что учитесь на телеведущую, сейчас ещё есть желание поработать в этой профессии?
– Я не могу успевать всё. Пыталась сделать это: тренировалась, потом бежала на курсы телеведущей, пробовала, училась. Вы думаете, почему я немного умею говорить? Там научили! Раньше я только молчала и мычала. А там объяснили, как держаться перед камерой, как общаться с людьми. Толк есть. Но ещё на это нужно время. Пока я занимаюсь боксом, но старюсь пробовать себя в разных ипостасях. И если найду себя в телевидении, буду вашей коллегой.
«Я не расстроилась, что пришли не все дети»
После пресс-конференции абсолютная чемпионка мира обещала дать мастер-класс юным боксёрам Приангарья. Этого она, по всей видимости, ждала больше всего, потому что не раз упоминала в речи:
– В каждом городе, куда бы я ни приехала, я прихожу к детишкам и делаю мастер-класс, – говорила она. – Хочется передать опыт, навык детям, потому что дети – это святое. Времени у меня мало, но если появится возможность, мы будем открывать клубы, небольшие, уютные, чтобы ребятишки приходили и занимались бесплатно.
В небольшой зал бокса она приехала, как и обещала, к двум часам дня, уже успев переодеться. Спортсменка появилась в бело-голубом шёлковом костюме, с лаковой сумкой в тон, и снова на шпильках.
Однако оказалось, что семикратную чемпионку мира, попавшую в Книгу рекордов Гиннесса как боксёр, владеющий всеми видами поясов в профессиональном боксе, там ждали только журналисты. Юных спортсменов в зале оказалось лишь трое: двое парней лет по 15 и мальчишка Ваня лет восьми. По словам менеджера по связям с общественностью Peugeot в Иркутске Андрея Сырцова, он пытался договориться об этом мастер-классе неделю и с городским комитетом по культуре и спорту, и с областной федерацией бокса, но все «занимались отфутболиванием».
Наталья Рагозина тем не менее переоделась в белый спортивный костюм – шорты и футболку с её фотографией на груди и гимном России на спине, и предложила парням начать тренировку. Показала фирменный «длинный джеб» с разворотом, благодаря которому у противников не получается «добраться» до головы спортсменки, несколько силовых упражнений, сыграла в пятнашки с ребятами: кто кого быстрей коснётся. Кажется, сама немного запыхалась после этого. Больше всего внимания досталось самому юному, Ваньке. Его она то подначивала, то подбадривала.
В конце тренировки спортсменка сказала:
– Я не расстроилась, что пришли не все дети, хотя немного обидно, что в министерстве у вас бог знает что обо мне думают. Я пришла бесплатно и получила огромное удовольствие от тренировки с детьми. Потому что дети – это наше будущее, да, Ванька? – она потрепала по голове юного спортсмена, оказавшегося рядом. – Я тоже начинала тренироваться ребёнком в таком же зале, маленьком, потном. Если тренируешься и у тебя получается, значит, дело стоящее, а не получается – брось. Я изначально занималась лёгкой атлетикой, и было тяжело. Когда перешла на бокс, было ещё тяжелее, но зато у меня всё получалось.