Социально ответственный подход
В Москве 5 мая 2010 года подведены итоги конкурса «Организация высокой социальной эффективности в электроэнергетике – 2010». В номинации «Лучшая генерирующая организация электроэнергетики высокой социальной эффективности» победителем признано ОАО «Иркутскэнерго». Конкурс организован Объединением РаЭл (Общероссийское отраслевое объединение работодателей электро-энергетики) совместно с общественным объединением «Всероссийский электропрофсоюз» среди организаций электроэнергетической отрасли в целях содействия их развитию и формированию социально ответственных подходов к выстраиванию отношений с работниками. Участие в конкурсе приняли более 25 организаций со всей России. Неоднократно участвуя в подобных мероприятиях, ОАО «Иркутскэнерго» впервые удостоилось высшей награды. Какой подход к работе позволил компании стать победителем, корреспондент «Сибирского энергетика» поинтересовался у председателя первичной профсоюзной организации ОАО «Иркутскэнерго» Евгения Майданова.
– Евгений Михайлович, какие социальные программы действуют в «Иркутскэнерго» на данный момент?
– Направленность программ различная. Например, есть программа для детей сотрудников. Ежегодно для оздоровления и приобретения детских путёвок из бюджета компании выделяется 28 миллионов рублей. Действует и программа дополнительного медицинского страхования (ДМС), которая предусматривает поликлиническое и стационарное обслуживание работников ОАО «Иркутскэнерго», а также оплату 50% от стоимости лечения в санаториях. На эти цели выделяется более 20 млн. рублей в год.
Жилищные программы составляют отдельный блок. В него входят программа аренды жилья для молодых сотрудников в Ангарске и Иркутске, программа найма жилья с последующим выкупом и программа жилищных субсидий. С июня 2010 года две последние объединились в одну программу – жилищных субсидий. В ней по-прежнему смогут участвовать сотрудники, не имеющие собственного жилья, стаж работы которых в «Иркутскэнерго» составляет не менее одного года. В настоящее время на рассмотрении находится вопрос о расширении возрастных рамок участников программы, сейчас их возраст не должен превышать 35 лет. Одной из целей этой программы является сохранение ключевых кадров компании, поэтому при отборе участников акцент делается на молодых специалистов из филиалов, которые занимают ведущие инженерные должности и должности рабочих не ниже 5 разряда. В новой программе предусмотрена выплата работникам суммы на погашение первоначального взноса и погашение части процентов в течение последующих 5 лет. На её реализацию до конца года компания выделила 37 млн. рублей. Необходимо отметить, что к подобным федеральным и областным проектам программа ОАО «Иркутскэнерго» отношения не имеет и её финансирование осуществляется за счёт собственной прибыли.
– Могут ли сотрудники – не члены профсоюза участвовать в социальных программах компании?
– Безусловно, да. Все социальные программы ОАО «Иркутскэнерго», кроме жилищной, прописаны в коллективном договоре, который распространяется на каждого сотрудника, вне зависимости от того, вступит он в дальнейшем в профсоюз или нет. Только в результате совместной слаженной работы между профсоюзным комитетом и руководством компании сотрудники имеют право на дополнительные льготы и гарантии, предусмотренные коллективным договором компании. При заключении коллективного договора на 2009–2011 годы профком поставил основной задачей защиту прав и интересов работников в кризисных условиях, что, на наш взгляд, удалось сделать. В новом коллективном договоре не только сохранены ранее действующие гарантии работникам энергосистемы, но и предусмотрены дополнительные.
Параллельно с этим профсоюзный комитет «Иркутскэнерго» ведёт дополнительную работу, которая также имеет социальную направленность. Организация спартакиад, фестивалей, концертов, конкурсов позволяет сотрудникам полноценно отдохнуть вместе с семьями, и это тоже немаловажный социальный фактор. Уделяется большое внимание и ветеранам Великой Отечественной войны.
Считаю, что победа в отраслевом конкурсе «Организация высокой социальной эффективности в электроэнергетике – 2010» и есть результат социально ответственного подхода в совместной работе профкома, представляющего интересы коллектива, и руководства компании в рамках социального партнёрства.
– Известно, что экономический кризис задел большинство отраслей как в Иркутской области, так и в целом в стране. Отразился ли он на социальном направлении работы «Иркутскэнерго»?
– Действительно, на многих, даже крупных и стабильно работающих предприятиях были полностью свёрнуты программы социальной направленности. Экономические проблемы отразились и на социальной сфере «Иркутскэнерго». В частности, в прошлом году была приостановлена программа предоставления жилищных субсидий молодым сотрудникам, которая, как я уже сказал, возобновилась в этом году. Все остальные социальные проекты продолжили своё существование даже в период кризиса, и их финансирование не было сокращено.
– Евгений Михайлович, планируется ли в 2010 году введение новых программ социального характера?
– Да, с 1 июня начинает действовать новая программа питания. Её цель – повышение социальной направленности ОАО «Иркутскэнерго» и рост жизненного уровня работников и членов их семей. Программа предусматривает частичную компенсацию рабочим ОАО «Иркутскэнерго», а также ремонтных предприятий – «ГЭС-ремонт», «Спецэнергоремонт», «Братскэнергоремонт» – расходов на питание. Дотация составит 700 рублей ежемесячно. Рабочим удалённых филиалов, а также тем, кто в связи со сменным графиком не всегда имеет возможность пользоваться столовой, предусмотрено предоставление этой дотации в виде корпоративного пакета питания. Предполагается, что это нововведение позволит частично решить проблему питания и компенсировать семейные затраты персонала. По ходу реализации программы станет видно, какие моменты требуют доработки, и в течение года мы сможем её скорректировать до оптимального варианта.
Сейчас в дирекции по работе с персоналом разрабатывается ещё одна программа управления здоровьем. Её цель – построить систему, позволяющую управлять здоровьем сотрудников «Иркутскэнерго». С одной стороны, компания знает текущее состояние здоровья своих работников, факторы риска на производстве, характерные для энергетической отрасли заболевания. С другой – сотрудники будут иметь возможность за счёт профилактических мероприятий уменьшить расходы на медицинское обслуживание, снизить риск получения хронических заболеваний и заболеваний, несовместимых с трудовой деятельностью. Сейчас прорабатываются варианты и сроки реализации программы.