Будущее – за электронными торгами
Наш корреспондент беседует с руководителем Агентства по государственному заказу Иркутской области Сергеем Дубровиным.
– Сергей Иннокентьевич, обращения граждан в нашу газету говорят о том, что они хотели бы подробнее узнать о системе госзаказа, участвовать в работе по его размещению, получать от этого дивиденды. Расскажите, что же это такое – федеральный закон № 94?
– Уже в своём названии федеральный закон несёт ответ на ваш вопрос. Это Закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон устанавливает единый порядок размещения заказов на территории Российской Федерации, предусматривает эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников, а главное – расширяет возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирует их в деятельности такого рода. У нас за четыре месяца 2010 года зарегистрировались 624 постоянных участника торгов. Эта цифра еженедельно прирастает на 10-12 участников.
– Что понимается под понятием «государственные и муниципальные нужды»?
– Это, говоря простым языком, все потребности для существования и осуществления полномочий органов государственной (областной) и муниципальной власти, организаций, работающих на бюджетной основе, – больниц, школ, санаториев, домов-интернатов для детей или престарелых и т.д.
Средства, выделяемые из бюджета для осуществления их полномочий, проходят через систему торгов, и уже товар или услуга предоставляется этим организациям. Список товаров, работ, услуг довольно широк. Это продукты питания, лекарства и медоборудование, услуги питания, работы по ремонту зданий и сооружений, содержанию дорог, приобретению оборудования (в том числе компьютеров) и пособий, издание книг и т.д.
– Как работает система государственного заказа?
– Региональные органы власти (например, министерства) размещают в Агентстве по государственному заказу свою заявку в целях определения поставщиков (исполнителей или подрядчиков) для заключения с ними контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для своих нужд. В агентстве создаётся комиссия по размещению заказов путём проведения конкурса, аукциона или запроса котировок цен на товары, услуги или работы.
Конкурсная комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие, отбор участников конкурса. Она проводит рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определяет победителя. В комиссии ведётся протокол всех её действий. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказов или состоящие в штате организации – участника конкурса.
А вот участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель. После подведения итогов конкурса его участники подписывают контракт на исполнение взятых на себя обязательств.
– Имеются ли у представителей малого бизнеса особенности для участия в размещении заказа?
– Установлена обязанность государственных и муниципальных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% от общего годового объёма поставок товаров, работ и услуг путём проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства. И мы при размещении заказа указываем это в заголовке текста о проведении торгов.
Президентом РФ приняты решения о преференциях для малого и среднего бизнеса. И, кстати, в Иркутской области порядка 125 предприятий этого уровня постоянно участвуют в торгах и периодически выигрывают, в том числе и у крупных производителей.
Мы видим проблемы, возникающие у субъектов малого предпринимательства при участии в торгах. Это в первую очередь неисполнительность госзаказчиков, обширность территории области, слабое или полное отсутствие компьютерной техники у предпринимателей. Но это вопросы решаемые.
– Сегодня много говорят об электронных торгах. Насколько удобно в них участвовать?
– Электронный аукцион – это открытый аукцион, проводимый оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. Для обеспечения доступа к участию в электронных торгах оператор осуществляет аккредитацию участников размещения заказа. При этом, кроме обычно предоставляемых конкурсных документов, для участников необходимо иметь адрес электронной почты и наличие электронной цифровой подписи для лица – участника аукциона. Считаю, что это наиболее удобная сегодня форма проведения торгов: не выходя из дома или офиса, можно участвовать в конкурсе и побеждать.
Сегодняшние товаропроизводители только присматриваются к электронным торгам. Я считаю это неправильным. За четыре месяца этого года мы провели 334 открытых аукциона в электронной форме и заключили контрактов на сумму более 222 млн рублей. (За соответствующий период прошлого года, когда мы только начинали эту работу, было проведено три аукциона и заключено контрактов на 800 тысяч рублей). Думается, что большинство непосредственных участников тех торгов уже почувствовали интерес к этой деятельности. Не видеть воочию своего оппонента не значит проиграть, это, наоборот, даёт возможность во всю мощь своего интеллекта проявить способности к конкурентной борьбе.
Анализируя проведение электронных торгов в нашей области, мы видим, что и здесь невелико участие наших фермеров и небольших аграрных хозяйств. Опять проявляются перекупщики. Но ведь при проведении электронного аукциона не надо ехать в город, бронировать торговое место на рынке, заказывать себе гостиницу. Купи компьютер, подключись к Интернету, проведи аккредитацию и, как говорится, – вперёд к победе. Зачем выжидать и постоянно жаловаться на отсутствие заинтересованности власти к развитию местного сельхозпроизводителя? Пожалуйста, участвуйте в торгах и получайте прибыль.
– А какова степень защиты участников торгов?
– Во-первых, это сам Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Во-вторых, возможность обращения в прокуратуру, в антимонопольные органы, в службу государственного финансового контроля Иркутской области. И, наконец, в суд, который расставит чёткие акценты в любой ситуации.
– Анализируя итоги торгов, можете ли вы сказать, какой продукцией пользуются жители Иркутской области: произведённой у нас или завезённой из других регионов?
– Вопрос объёмный и требующий анализа не только от Агентства по государственному заказу. Если же опираться на наши данные, то можно заключить, что большинство видов лекарств, всё высокотехнологичное медицинское оборудование мы завозим из других регионов России и из-за рубежа. К таким же видам продукции относятся компьютеры, автомашины, многие виды мягкого инвентаря, некоторые виды продуктов питания. Не вся продукция, произведённая на иркутских предприятиях для образовательных учреждений, отличается хорошим качеством и долговечностью, поэтому и попадает в разряд недоброкачественной. А вот строительные и ремонтные работы на 93 процента производятся местными организациями.
Наши товаропроизводители не всегда выигрывают торги по цене – она у них выше. И зачастую проблема здесь не только в устаревшем оборудовании или в отсутствии современных технологий. Она в неразвитости логистической схемы области и системы лизинга, в допотопной схеме энергосбережения, низкой компьютерной грамотности участников процесса и в незнании законов как Российской Федерации, так и Иркутской области. А у сельхозпроизводителей – ещё и отсутствие стратегии сельхозинтервенции наших продуктов в соседние регионы, наличие плохих дорог и непонимание крестьянами важности развития системы потребкооперации. Необходимо уже сегодня начинать внедрение альтернативных видов электроэнергии. Решение этих вопросов позволит сделать не только цену на товары ниже, но и, что самое главное, продукцию – конкурентоспособной.
Беседовал Сергей ПЕТРЕНКО, для «Восточно-Сибирской правды»