По закону жители нашего региона могут участвовать в управлении областью: разрабатывать законы, вносить поправки, влиять на принятие решений по важным вопросам. Это право нам дает Конституция Российской Федерации и Устав Иркутской области. Однако на деле воспользоваться привилегиями довольно сложно – в законодательстве отсутствует четкий механизм участия граждан в законотворчестве и выработке государственных решений.
Заполнить пробел призваны три закона, которые находятся на рассмотрении Законодательного Собрания – «Об областном народном обсуждении», «Об областном опросе», «О народной правотворческой инициативе». Все они готовятся к третьему чтению. 18 мая законопроекты обсудили депутаты комитета по государственному строительству и местному самоуправлению.
Согласно перечисленным выше законам, жители Иркутской области могут выражать свое мнение, вносить предложения не по всем вопросам, а только по тем, которые находятся в ведении области и не урегулированы законодательством. Депутаты считают, что в нашей области есть проблемы, в решении которых граждане могли бы проявить инициативу.
«Есть митинги, есть выступления в СМИ, значит, потребность в этих законах есть. Я думаю, что наше общество уже созрело для того, чтобы от митингов перейти к более цивилизованным формам выражения своего мнения», — считает председатель комитета по госстроительству ЗС Борис Алексеев. «Когда я встречаюсь с молодежью, общественными организациями, люди часто задают вопросы – когда появятся законы, которые бы позволили нам выразить свое мнение», — рассказывает депутат ЗС Наталья Дикусарова.
Законы об опросе и правотворческой инициативе депутаты комитета рекомендовали сессии (она состоится 26 мая) принять в третьем и окончательном чтении. Если парламентарии примут эти законы, граждане смогут воспользоваться ими уже в начале июня. Закон о народном обсуждении депутаты рассмотрят в окончательном виде в июне.
Для того чтобы выдвинуть народную законодательную инициативу, гражданам нужно собраться в составе не менее 100 человек и выбрать членов инициативной группы – их должно быть 20 человек. Эти люди и будут продвигать народные задумки.
Для двух других процедур – опроса и обсуждения – первый этап схожий. Сначала нужно зарегистрировать инициативную группу. В инициативную группу по подготовке обсуждения должно входить 50 человек, для инициации опроса будет достаточно 25. Следующий шаг – сбор подписей. Заявить о поддержке предложения инициативной группы могут все жители области, имеющие право голоса на выборах Законодательного Собрания.
В рамках подготовки к третьему чтению депутаты решили, что в законах об опросе и об обсуждении должно быть установлено минимальное количество подписей, наличие которых позволяет принять ту или иную народную инициативу. Так в новой редакции законов появилась норма о том, что члены инициативной группы должны собрать не меньше двух тысяч подписей. Это ограничение вызвало дискуссию. «Где взять две тысячи подписей, если возможности инициативной группы ограничены – по домам, местам выдачи пенсий и пособий ходить нельзя? Это нереально», — считает начальник информационно-правового отдела аппарата Уполномоченного по правам человека Владимир Ковалёв.
«Если речь идет об областном опросе, то он должен быть интересен всем жителям области. Раз это вопрос областного значения, поддержать его должно существенное количество жителей области, — возражает ему Наталья Дикусарова. – Иначе мы придем к тому, что любые 25 человек могут инициировать областной опрос». Две тысячи человек – это то количество жителей области, голоса которых необходимы, чтобы зарегистрировать кандидата в депутаты. Поскольку готовых моделей организации опроса у областных парламентариев не было, они решили оттолкнуться от этой же цифры.
Заместитель губернатора области Виктор Игнатенко призвал депутатов помнить о расходах, которых потребует принятие законов. Например, проведение опроса обойдется областному бюджету примерно в 30 млн. рублей. «Супероблегченность при назначении мероприятий, в которых задействованы жители всей области, опасна злоупотреблениями», — предупредил замгубернатора.
Доводы оппонентов не смогли убедить Владимира Ковалева. По его мнению, введение минимального количества подписей ограничивает права жителей области. «Есть такая народность – тофы, их осталось 500-600 человек. Они не смогут собрать нужное количество подписей и решить важную для них проблему», — говорит правозащитник. Борис Алексеев предположил, что в таком случае тофы могут обратиться за поддержкой к жителям Нижнеудинского района.
Наталья Дикусарова напомнила, что областной опрос можно проводить только по тем вопросам, которые находятся в ведении региона. Если это вопрос муниципалитета, опрос нужно будет проводить отдельно в городе, посёлке или селе, жители которых проявили инициативу. Но это будет уже не областной, а муниципальный опрос.