Русь светозарная
В центральной городской библиотеке на суд зрителей в апреле была представлена вторая выставка художественных работ «Русь светозарная» Василия Геннадьевича Кузакова, которая не оставила равнодушным ни одного зрителя.
Он не профессиональный художник – просто разносторонне одарённый человек. Его работы «А кто с мечом к нам придёт», «Лихолетье», «Полон», «Дружина», представленные в чёрно-белом графическом исполнении, выразительны. Василия Геннадьевича очень волнуют события, происходящие в родной стране, — природные катаклизмы, Великая Отечественная война, страдания народа во времена татаро-монгольского ига. Свои невысказанные переживания, переполняющие сердце, он стремится «выплеснуть» на бумагу и донести до зрителя. И это ему удаётся. «Я сам не знаю, — говорит он, — как это у меня получается.…Учился в школах № 14 и 23 города Тайшета. Рос, как и все мальчишки, разве что много читал (особенно увлекался исторической тематикой). Все свободное время люблю проводить на природе». И даже сейчас, уже в зрелом возрасте, во время рыбалки он не расстаётся с книгой.
Эта любовь, вероятно, пришла из далёкого детства, когда он свободное от уроков время проводил в бабушкиной деревне Иннокентьевск Тулунского района. Бабушка, Екатерина Иннокентьевна, воспитывала семерых детей, и Васе было очень уютно и интересно в шумной бабушкиной семье. Чтобы содержать такую ораву, они с дедом Василием Петровичем вели домашнее хозяйство, а дети были им незаменимыми помощниками. Дед участник Великой Отечественной войны, воевал в танковых частях. Многое повидал в те страшные годы и был настолько глухим, что приходилось кричать ему в самое ухо. На рассказы о войне, вопреки просьбам внучат, соглашался весьма неохотно. Воспоминания тревожили его сердце, в памяти оживали горящие танки, гибель товарищей, вой и грохот орудий, от которых закладывало уши. Рассказы деда, чтение патриотической литературы впоследствии явились предпосылкой к созданию исторических полотен – картин.
После школы Василий поступил в Рыбинский сельхозтехникум Красноярского края, а по окончании его был призван на срочную службу в армию. Служил в ракетных войсках в Молдавии. Служба закончилась для него трагично: во время учений получил серьёзную травму позвоночника. Полгода лечился в Ленинграде, потом в Иркутске. Но и после лечения травма напоминала о себе резкой болью. Сосед по палате, пчеловод, посоветовал ему полечиться продуктами пчеловодства.
После выписки из больницы Василий поступил на учёбу в Тулунское СПТУ. Получив красный диплом, продолжил учёбу в сельскохозяйственном техникуме на пчеловода – технолога. Затем был направлен на работу в Балахтинское пчеловодческое хозяйство Красноярского края. Работа была интересная. «Один из сезонов, — вспоминает Василий Геннадьевич, — это май – сентябрь, оказался настолько удачным, что все пчелиные семьи, а их было около четырёхсот, дали восемь с половиной тонн мёда». Для такого количества пчёл имеющаяся кормовая база оказалась недостаточной, поэтому пчеловодство было кочевым. Ночами паковали домики пчёл и вывозили их на поля, засеянные медоносами, за 15-20 километров.
Наступивший перестроечный период 1988-89 годов привёл к резкому спаду сельского хозяйства, сократились посевы медоносов. Это привело к вынужденной распродаже пчеловодческого хозяйства. Пчеловоды лишились работы.
Василий Геннадьевич переезжает в Тайшет, где к тому времени начался развал основных предприятий города. Найти работу было весьма проблематично, хотя у него на руках уже был диплом о заочном окончании Красноярского сельхозинститута. Ему удалось устроиться в Дом пионеров. Там он организовал кружок «Юный аквариумист», который с увлечением посещали шесть групп ребятишек и полтора десятка взрослых. Ребята ездили на экскурсии в Красноярский, Абаканский Дома пионеров, обменивались опытом, излишки продукции продавали.
Со временем дети подрастали, у них появились другие увлечения. Да и безденежное время давало о себе знать. В городе началась безработица. Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, люди на свой страх и риск брали кредиты и осваивали незнакомое доселе предпринимательство.
У Василия Геннадьевича оно не вызывало ни интереса, ни желания. Он устроился в ООО «Людмила». Время от времени занимался рыбалкой. «Завораживала не величина улова, — говаривал он, — а сам процесс ловли под шёпот деревьев, запах лесных трав, разноголосье птиц». Эту природную красоту он поэтично излагал в рассказах «Озеро хрустальное», «Таймень», ранее опубликованных в «Бирюсинской нови». Как-то давно, в 1986 году, в День рыбака на берегу Красноярского водохранилища ему довелось встретиться с писателем Виктором Петровичем Астафьевым. О чём говорили? Ну, конечно же, о рыбалке, о красоте родного края, и нередко под звёздным небом при отблесках костра и тихих всплесках речной волны у Василия Геннадьевича, по его словам, «сами ложились на бумагу стихи».
С каждым днём всё ночь длиннее,
Утро в холоде дрожит.
И сказать я Вам не смею,
Как без Вас мне плохо жить,
Что же делать? Кто виновен?
Осень, я или судьба.
И в глазах усталых больно
Тихо плещется вода.
Сейчас он работает над созданием репродукций с картин китайских и японских художников на тему «Восток – дело тонкое». Пишет рассказы о рыбалке, о красоте родной земли.
И никакие перемены вокруг никогда не дадут ему потеряться в жизни.