издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уполномочен отчитаться

Главный правозащитник региона подвёл итоги деятельности

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

За последний год жители Иркутской области стали чаще жаловаться на работу органов власти и судебной системы. Высоким остаётся и число обращений по поводу нарушения прав населения в жилищных и трудовых вопросах. Об этом сообщил главный правозащитник региона Иван Зелент. 30 мая институту уполномоченного по правам человека в Иркутской области исполнится три года. Накануне Иван Зелент подвёл итоги деятельности и рассказал о сложностях в работе уполномоченного. По итогам прошлого года количество обращений в его адрес уменьшилось на 3% и составило 1185. Областные власти эффективность правозащитной деятельности в регионе оценивают неоднозначно и планируют создать отдельную структуру по защите прав ребёнка.

С третьей попытки

Иван Зелент был утверждён в должности уполномоченного по правам человека Иркутской области 30 мая 2007 года лишь с третьей попытки. Изначально на эту должность претендовали два человека — заместитель председателя иркутского областного профобъединения Валерий Лукин, кандидатуру которого поддерживали депутаты Законодательного Собрания, и бывший председатель комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области Геннадий Хороших, выдвинутый тогдашним главой региона Александром Тишаниным. Противостояние между претендентами на должность уполномоченного продолжалось больше двух месяцев. Однако из-за разногласий между парламентариями и губернатором области ни одному из кандидатов так и не удалось набрать простого большинства голосов депутатов ЗС (23 голоса. – «Конкурент»).

В результате на майской сессии областного парламента появилась третья кандидатура – экс-председатель ЗС Иван Зелент. Валерий Лукин на этот раз в голосовании не участвовал, а на должность уполномоченного претендовал Геннадий Хороших. В итоге 31 голос иркутских парламентариев был отдан за Ивана Зелента. «Я не знал, что меня будут представлять на эту должность, – рассказал он на минувшей неделе. – К тому времени я уже шесть лет как «порвал» с властью и считал, что это окончательно. Но когда я давал согласие, думал, что во власть пришли молодые ребята и что-то будет меняться в лучшую сторону».

Жалобная книга

Впрочем, судя по последнему отчёту уполномоченного по правам человека, «в лучшую сторону» ситуация не поменялась. По итогам прошлого года почти половина жалоб касалась деятельности органов власти (если всего в адрес уполномоченного за 2009 год поступило 1185 обращений, то 602 из них – на исполнительные органы власти). Почти половина из них (271 обращение) касалась деятельности администрации муниципальных образований, в том числе 157 – действий администрации города Иркутска. 88 жалоб поступило на качество работы министерств Иркутской области. На втором месте по злободневности оказалась деятельность правоохранительных органов – 300 обращений в адрес уполномоченного, в том числе в 140 случаях обращения касались органов внутренних дел, 77 – службы исполнения наказаний, 69 – прокуратуры и 14 – службы судебных приставов. Кроме того, в 2009-м в четыре раза возросло количество жалоб на деятельность органов судебной системы, которое по итогам года достигло ста.

Чаще по сравнению с прошлым годом жители Иркутской области стали жаловаться на нарушение своих жилищных прав: если в 2008-м таких обращений в адрес уполномоченного поступило 278 (22,7% от общего числа жалоб), то в прошлом году их число возросло до 313 (25,9%). Количество обращений по поводу нарушения трудовых прав граждан за этот период, напротив, уменьшилось: в 2008 году их было 127 (10,4% от общего числа жалоб), в 2009-м — 94 обращения (7,8%). В большинстве случаев, как и в позапрошлом году, они касались невыплаты заработной платы и увольнений.

Между тем в целом за прошлый год обращаться жители области к уполномоченному стали реже. Если в 2008 году среднемесячное поступление жалоб по сравнению с 2007-м возросло на 17% и по итогам года составило 1223, то в 2009-м общее количество жалоб уменьшилось более чем на 3%. Также Иван Зелент отметил, что люди по-прежнему предпочитают сначала обращаться с письмами к президенту страны, премьеру, генеральному прокурору, губернатору области и в другие вышестоящие инстанции и только потом уже писать жалобы в адрес уполномоченного по правам человека.

Трудности перевода

Депутаты областного парламента низкую активность населения во взаимодействии с правозащитниками объясняют тем, что институт уполномоченного до сих пор не нашёл своего места в обществе.

– К сожалению, уполномоченный по правам человека не стал тем влиятельным лицом, которое определяет отношение населения к проблемам общества, – считает депутат ЗС Юрий Фалейчик. – Мы просто скопировали оболочку аналогичных европейских институтов, не насытив её должным содержанием. И, на мой взгляд, сейчас функции уполномоченного у нас весьма размыты. Он стал очередным лицом, к которому стекаются жалобы.

Хотя, как считает Юрий Фалейчик, подобная ситуация с правозащитной деятельностью характерна не только для Иркутской области, но и для России в целом. «Именно поэтому эффективности деятельности уполномоченного добиться в принципе сложно», – поддерживает мнение коллеги другой депутат ЗС, Евгений Рульков.

Сам Иван Зелент, говоря об эффективности правозащитной деятельности, отметил, что она находится в рамках общепринятых мировых показателей, когда найти положительное решение удаётся примерно по 10–20% обращений. «У нас этот показатель находится в тех же пределах», – подчеркнул он. Впрочем, депутат ЗС Сергей Курилов несколько скептически смотрит на такой результат. «Если сравнить, эффективность работы уполномоченного у нас значительно ниже, чем других общественных институтов», – говорит он.

Недетский вопрос

Между тем сейчас депутаты ЗС рассматривают законопроект, в соответствии с которым в регионе планируется создать отдельную структуру, которая будет заниматься исключительно защитой прав детей. До сих пор эти вопросы находились в компетенции уполномоченного по правам человека Иркутской области. Отсутствие необходимости выделять отдельную структуру Иван Зелент объяснял просто: «Проблемы детей – это проблемы семьи, а вопросами семьи занимается уполномоченный по правам человека».

Мнения парламентариев на этот счёт также разошлись. Евгений Рульков считает, что можно было сохранить существующую модель аппарата уполномоченного, ограничившись введением должности его заместителя, который бы занимался защитой прав детей. «Я возражал против этого решения. На мой взгляд, эти два направления неразрывны. Кроме того, общими усилиями проблемы семьи и детей можно решать более эффективно. Создание отдельной структуры приведёт лишь к росту расходов областного бюджета», – говорит он.

Однако, как стало известно «Конкуренту», общее решение по этому вопросу уже принято. На ближайшей сессии, которая состоится 26 мая, большинство депутатов ЗС намерены голосовать за появление в регионе отдельного органа по защите прав ребёнка. «Депутаты, которые настаивают на его создании, выполняют указание «сверху», то есть, по сути, идут по пути федеральных властей, выделивших отдельную структуру по защите прав детей», – считает Евгений Рульков. Впрочем, Юрий Фалейчик уверен, что в конечном счёте всё будет зависеть от того, кто именно возглавит вновь созданный в регионе правозащитный орган. Однако пока кандидатуры на пост уполномоченного по правам ребёнка не раскрываются. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры