Романтика «Алых парусов»
Кажется, камерная сцена академического драматического театра имени Охлопкова наполнилась чужими голосами, не свойственной ей интонацией. Нет, за пять лет жизни фестиваля молодёжных любительских театров «Алые паруса» она привыкла к тому, что выходят на неё юные исполнители, искренне сопереживающие своим героям, с подлинной любовью выполняющие задачи, поставленные перед ними режиссёрами.
«Вы будете инженерами, юристами, врачами и педагогами, а может быть, некоторые из вас станут актёрами, – говорил, обращаясь к участникам, директор театра и организатор фестиваля Анатолий Стрельцов. – В каждую профессию необходимо вкладывать душу. Только с душой можно хорошо делать дело, изучению которого посвятил свою юность. Только искусство театра может развить душу, сделать её неуспокоенной, любящей, совестливой».
Фестиваль этого года на открытии отказался от привычных ведущих – матросов шхуны «Алые паруса», вместо них вышли проводники поездов железной дороги. Это логично: в нашей области сообщение между городами в основном осуществляется при помощи железной дороги. Какими нарядными (оказывается, форма железнодорожников очень красивая) выглядели Надежда Кривобокова и Игорь Щеглов, начиная фестивальное движение с перечисления его участников. Нам тоже следует их назвать, потому что право выступить на сцене академического театра завоевали те, кто победил в соревновании многочисленных коллективов области, заявивших об участии в работе фестиваля. Итак: народный театр «Чудак» из Ангарска, школьный театр «Алые паруса» из Усолья-Сибирского, театры-студии «Феникс» и «Ключ», народный студенческий театр «Шар» из Братска. Иркутск представляли учебный театр «ALTER HOMO», театр «Под знаком Водолея», театры-студии «Бусинки» и «Цилиндр».
Надо заметить, в прежние годы любительские молодёжные театры Иркутска на фестивале выглядели некими изгоями. Всё внимание уделялось ребятам из области, которые участвовали в промежуточных этапах на отборочные туры в Ангарске и Саянске (южный регион) и в северном Братске, собирающем театры из близлежащих городов. Иркутяне, коллективы которых множатся с каждым годом, заявили, что они тоже хотят на конкурсной основе принимать участие в фестивале.
Этот конкурс принимал театр народной драмы, предоставивший свою сцену любителям. Показы спектаклей проходили в режиме нон-стоп на протяжении трёх дней. Были жаркие споры, обсуждения и обиды. Так всегда бывает, когда разговор идёт о творчестве, которое ни штангенциркулем, ни каким-либо другим инструментом не измеришь. Критерием оценки была не столько форма спектакля, сколько его содержание, соответствующее высоким гуманистическим идеям. Особое внимание обращалось на спектакли, в которых затрагивалась тема войны. Под знаком 65-летия Победы в Великой Отечественной войне Россия живёт на протяжении всего 2010 года.
По велению души поставили студенты педагогического колледжа под руководством режиссёров Елены и Ольги Эристави спектакль «Януш Корчак: как любить ребёнка». Тема для молодых людей близка вдвойне. Рассказывая о педагоге, враче, писателе Януше Корчаке, они учились у него любви к детям, воспитанию которых посвятят жизнь. Они рассказали о подвиге учителя, который вместе с детьми вошёл в газовую камеру фашистского застенка, чтобы погибнуть и остаться навечно живым в людских сердцах.
Отличающийся требовательным подходом к литературному материалу режиссёр Владимир Скороходов в этом году подготовил спектакль «Сотников», поставленный по повести Василя Быкова. На сцене предстала обжигающая правда о войне, о подвиге солдата, до последнего вздоха отстаивающего родную землю от нашествия врага. Спектакль звучал реквиемом, наполненным великой печалью.
Олицетворением русского солдата для участников братского театра-студии «Ключ» стал образ Василия Тёркина. Спектакль по одноимённой поэме Александра Твардовского поставил режиссёр Виктор Головин. Со студентами музыкального училища он не заострял внимания на юморе, который присутствует в поэме и на который исполнители прежних лет делали особый акцент. Тёркина исполнители показали настоящим героем, который не выпячивает себя, о войне рассказывает почти бытовым, но поэтически ладным языком. Спектакль украшен песнями времён войны, надо сказать, ребятами исполненными мастерски.
На фестивале большое внимание было уделено русской классике. Братский театр-студия «Феникс» сыграл спектакль «На дне» Горького, придав этому произведению революционного писателя общечеловеческие черты, приблизив звучание пьесы к тем болевым моментам современности, которые волнуют сегодня молодых исполнителей.
Валентина Просекина со своим театром-клубом-студией «Диалог» представила пьесу Александра Николаевича Островского «Волки и овцы». Как много важного, принципиально значимого можно было увидеть в спектакле, который повествует о средствах, коими пользовалось купечество в процессе накопления капиталов. Разоряли богатых, но непрактичных соседей, обман и откровенный грабёж считались достоинством. Действие спектакля будто перенеслось во вчерашний день, когда во время перестройки разору подвергались не наивные помещицы – госу-дарство с его заводами и фабриками, природными ресурсами и возделанными угодьями.
Трогательно, чуть наивно и стилизованно-ретроспективно прозвучал спектакль ангарчан «Стечение обстоятельств», поставленный режиссёром Александром Говориным по рассказам Александра Вампилова. «Боже мой, – думалось при взгляде на некоторых героев, – были времена, когда девушка могла оскорбиться от неосторожного поцелуя, когда влюблялись и любили с трогательностью, приближающейся к целомудрию».
Дети, ставшие заложниками конфликтов своих родителей в спектакле «Я просто рыжий клоун» усольского театра «Алые паруса» в режиссуре Любови Клочковой, понимание и любовь в отношениях героев спектакля «Про маму и про меня» иркутского театра «Бусинки» в постановке Ирины Щербак свидетельствовали о том, что юные исполнители очень хорошо понимают, о чём говорят со сцены, зачем эти темы вынесли для разговора со зрителем.
«Очень простая история» в постановке Александра Братенкова – спектакль, максимально приближающий к проблеме милосердия, важности жизни на земле не только человека – всяк сущего. Не случайно героями пьесы драматург Мария Ладо наряду с людьми сделала Свинью, Лошадь, Петуха, Собаку, Корову. По мнению драматурга, именно животные после кончины становятся ангелами-хранителями людей. Про собак и не только был спектакль театра «Шар» «Эй, человек!..», поставленный по инсценированной повести Сергиенко «До свидания, овраг» режиссёром Юлией Матвеевой.
«До свидания, фестиваль», – говорили многие его участники с улыбками и слезами на глазах. На отчётно-праздничной линейке поездной бригады театрального экспресса «Алые паруса» они «отчитывались» о проделанной работе, участники получали дипломы и эксклюзивные подарки – статуэтки, изображающие шхуну, дарили друг другу «капустные» номера и расписывались на огромном шаре, надутом в форме пятёрки. Более ста человек с песней «Алые паруса» вышли на улицу, чтобы подойти к памятнику Александру Вампилову. Ребята поблагодарили драматурга за пьесы, оставленные в наследство потомкам, за привитую им любовь к театру. Запуская в воздух шар, они просили его благословения на следующий, шестой, фестиваль.