Лекарственные потери
Объём бюджетных закупок медикаментов сократился втрое
Затраты бюджета Иркутской области на централизованную закупку медикаментов с 2006 года сократились более чем в три раза – с 286 млн. рублей до 90 млн. Причём из 89 млн. рублей, предусмотренных на централизованную закупку медикаментов в 2009 году, непосредственно по целевому назначению был потрачен всего 51 млн. рублей, остальные средства ушли на погашение кредиторской задолженности за поставленные ранее лекарства и оборудование. Кроме того, по данным проверки, проведённой Контрольно-счётной палатой области, установлено, что с нарушением законодательства потрачено 43,8 млн. рублей.
По словам аудитора КСП Ольги Ризман, на протяжении последних лет расходы на централизованную закупку медикаментов, предусмотренные в бюджете области, существенно сократились. Так, в 2006 году на эти цели было направлено около 286 млн. рублей, в 2007 – 298 млн. рублей, в 2008 – всего 87 млн. рублей, в 2009 – 89 млн. рублей. Расходы, предусмотрены на централизованную закупку медикаментов в областном бюджете-2010, предусмотрены в сумме 90 млн. рублей.
Потребности в медикаментах существенно превышают те суммы, которые выделяет на их централизованную закупку бюджет. По данным пресс-службы Законодательного Собрания Иркутской области, бюджетная заявка на 2009 год Областного онкологического диспансера, Областной клинической больницы и Областной детской клинической больницы на приобретение химиопрепаратов для онкобольных составляла 649 млн. рублей. Приобретение онкопрепаратов оплачивалось из различных источников: за счёт централизованных закупок, средств ОМС, благотворительных фондов. Однако даже при этом потребности в соответствующих препаратах Областной детской больницы были удовлетворены всего на 73%, Областного онкодиспансера – наполовину.
Из 89 млн. рублей, предусмотренных на централизованную закупку медикаментов в 2009 году, непосредственно по целевому назначению был потрачен всего 51 млн. рублей. Около 31 млн. рублей из этой суммы ушло на погашение кредиторской задолженности по контрактам, заключённым в 2007-2008 годах, 7 млн. рублей – на оплату оборудования, поставленного в 2009 году по контрактам прежних лет. На целевые средства закупалось оборудование немедицинского назначения – автомобиль, оргтехника, тепловое оборудование для медучреждений. В связи с этим, по заключению аудитора КСП, есть признаки нецелевого расходования бюджетных средств.
Существенные замечания депутаты ЗС высказали по срокам поставки и срокам годности медицинских препаратов. В частности, позже положенного времени были поставлены медикаменты на общую сумму 5,9 млн. рублей. Имели место случаи необоснованного авансирования поставщиков – на сумму 4,3 млн. рублей. Кроме того, в госконтрактах жёстко указано, что остаточный срок годности препаратов должен быть не менее 70%. Как установила Контрольно-счётная палата Иркутской области, с нарушением этого правила в 2009 году поставлены препараты на общую сумму 15 млн. рублей: их остаточный срок годности составлял от 2,5% до 66%. По данным пресс-службы, ЗАО «Компания Витамакс» предоставило медучреждениям препараты с остаточным сроком годности 25–62% на сумму 9 млн. рублей, ЗАО «Компания «Интермедсервис» – с остаточным сроком 2,5–66% на сумму 6 млн. рублей. Вместе с тем срок годности медикаментов имеет прямую связь с их ценой: чем ниже остаточный срок годности, тем ниже цена. Председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев предложил КСП проанализировать, о каких суммах идёт речь.
«Не было должного контроля за исполнением контрактов на поставку медикаментов, – цитирует пресс-служба ЗС председателя комиссии Тимура Сагдеева. – Об этом свидетельствует и неправомерное авансирование компаний-поставщиков, и заниженные сроки годности, и превышение сроков поставок. Сейчас важно проанализировать, о каких суммах необоснованной выгоды идёт речь». В свою очередь министр здравоохранения Иркутской области Гайдар Гайдаров отметил, что компании-поставщики в добровольном порядке уже выплатили в областной бюджет 1 млн. рублей.