Второй «закон о монетизации»
Государственная Дума в конце апреля приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому все государственные и муниципальные учреждения будут разделены на категории – автономные, бюджетные или казённые. Документ уже поступил на рассмотрение Совета Федерации. Вскоре станет известно, какую оценку дадут ему сенаторы, а затем – президент.
Между тем дискуссия, развернувшаяся в обществе вокруг этого документа, продолжается. Он уже получил неформальное название – второй «закон о монетизации». Но если во время «первой монетизации» речь шла об организации адресного социального обслуживания незащищённых слоёв населения, то теперь вопрос касается, по сути, всего комплекса государственных и муниципальных услуг, оказываемых гражданам бюджетными учреждениями – больницами, школами, детскими садами, ПТУ и т.д. Главная задача, которую поставили перед собой разработчики законопроекта, – добиться рационального использования бюджетных денег и повышения качества оказываемых услуг.
Начнём с самого главного. Зачастую мы встречаемся с качеством медицинских, образовательных услуг, оставляющим желать лучшего. При этом финансисты и сотрудники контрольно-счётных органов в один голос утверждают, что объём финансирования учреждений (сейчас они содержатся по смете) мало влияет на качество оказываемых ими услуг. Причина – в низкой эффективности использования денег и отсутствии стимулов их экономии.
«Сметное финансирование ориентировано на покрытие расходов учреждений. А это не всегда способствует снижению внутренних издержек. Именно в этом и заложена одна из причин реформирования бюджетной сферы, – сказала председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Иркутской области Ирина Синцова при обсуждении документа. – Рассматривая этот законопроект, мы должны учитывать, что Конституция РФ и другие правовые акты гарантируют нашим гражданам бесплатное общее образование, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии. Они будут определяться государственным заданием согласно обсуждаемому законопроекту. При этом любой гражданин по желанию может оплатить дополнительные услуги, предлагаемые учреждением сверх государственного задания».
В настоящее время в России действуют более 320 тысяч государственных и муниципальных учреждений. Около 38% федеральных учреждений имеют доход от оказания платных услуг, превышающий 40% от объёма их бюджетного финансирования. Если, сохранив обязательный набор бесплатных услуг, создать условия заинтересованности в развитии объёма платных услуг – выиграют все. Жители Иркутской области знают позитивные примеры такой работы – те же МНТК «Микрохирургия глаза», Диагностический центр, областной перинатальный центр и другие: здесь «бесплатная» (оплачиваемая государством) часть услуг не отличается по качеству от «платной» (оплачиваемой непосредственно гражданами), и это качество постоянно повышается.
Понятие «автономное учреждение» было законодательно введено несколько лет назад. В Иркутской области сейчас работает несколько таких учреждений, среди которых драматический театр им. Н.П. Охлопкова и музыкальный театр им. Н.М. Загурского. Новый статус позволил появиться новым проектам и перспективам на дальнейшее развитие.
«Существует категория учреждений, которые в силу специфики выполняемых ими государственных функций не могут или не должны делать это платно, хотя бы во избежание коррупции и преломления своего основного предназначения, – комментирует законопроект заместитель председателя бюджетного комитета ЗС Наталья Деньгина, – и в документе для них предусмотрен особый статус – казённые учреждения. Речь идёт об учреждениях, созданных в рамках военного ведомства, силовых структур, о следственных изоляторах, противочумных институтах, лепрозориях, психоневрологических диспансерах и других. Они будут финансироваться, как и прежде, по смете. Кстати, и к органам государственной власти и местного самоуправления будут применяться некоторые положения о казённых учреждениях».
Прочие учреждения смогут повышать собственные доходы за счёт оказания платных услуг. Да, и сегодня они могут предоставлять такие услуги, но полученный ими доход должен зачисляться в федеральный, региональный либо муниципальный бюджет – в зависимости от уровня подчинённости учреждения. Обсуждаемый законопроект, по сути, предполагает введение дополнительной мотивации к развитию качественных востребованных услуг. «Обязательную программу» оплатит государство (муниципалитет) – те же предметы основного учебного курса среднеобразовательной школы, а вот за танцы и занятия конным спортом будут платить сами родители либо кто-то другой, кого привлечёт школа.
Однако на пути реализации таких планов есть препятствия, считает Наталья Деньгина. Это кадровый вопрос. Как всегда, дело упирается в людей, которые могли бы разработать и внедрить адекватные программы развития своих учреждений. Востребованными окажутся способные, талантливые менеджеры, а не те, кто тихо сидит. «Предложенный законопроект – это шанс вывести нашу бюджетную сферу на принципиально иной, более высокий уровень, – говорит парламентарий. – Но этим шансом нужно суметь воспользоваться, чтобы не получилось, как говорил Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Реализацию закона нужно будет на каждом этапе внимательно отслеживать и корректировать», – отмечает Наталья Деньгина. Особенно тщательно, по её мнению, нужно будет подойти к формированию госзадания.
Государственное задание на услуги, оказываемые автономными и бюджетными учреждениями, позволит несколько скорректировать их деятельность, считает Ирина Синцова. «Сейчас экономика страны испытывает огромную нужду в инженерах, специалистах рабочих профессий, но вузы и ссузы открывают всё новые отделения гуманитарной направленности. Если государство сформирует заказ, исходя из национальных потребностей, и будет его оплачивать в полном объёме – мы снимем множество проблем, возникающих сегодня при реализации планов экономического и промышленного развития», – говорит Ирина Синцова.
В настоящее время число сторонников и противников законопроекта примерно равное. Главный «водораздел» проходит в вопросе осведомлённости о сути правовой новации. Те, кто тщательно изучил документ, утверждают, что в нём нет угроз, активно муссируемых в СМИ, на предмет массового банкротства бюджетных учреждений и перехода их собственности в частные руки. Имущество учреждений по-прежнему будет принадлежать государству или муниципалитетам, а от банкротства защитит госзадание.
В законопроекте определены сроки реформирования бюджетной сети. Так, федеральные учреждения должны будут перейти на новую систему работы с 1 января 2011 года, для региональных и муниципальных установлен переходный период – до 1 января 2012 года. Между тем депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» предложили внести поправку о продлении переходного периода до 1 июля 2012 года, и она принята Госдумой.
[width=»100%» title=»Справка»]
26 мая на 21-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области с информацией об обсуждаемом законе выступит депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Виталий Борисович Шуба. Видеотрансляция сессии – на сайте http: www.irk.gov.ru.