Три юбилея Николая Казаковцева
Николая Петровича в сутолоке приготовлений к заключительному концерту областного фестиваля «Не стареют душой ветераны» во Дворце культуры имени Гагарина найти было нетрудно. Военная выправка, гимнастёрка и галифе военных лет, офицерская планшетка на боку и – грудь в орденах и медалях. Ну где ещё встретишь такого? Он шёл по коридору, немного прихрамывая – ранение 1943 года снова давало о себе знать. Позднее, открывая концерт стихами о сибиряках – Героях Советского Союза, он выйдет на сцену без тросточки, и зал обрушит на него шквал аплодисментов.
К аплодисментам капитану в отставке Казаковцеву не привыкать. Его дебют чтеца состоялся ещё в 1957 году на фестивале в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Тогда он занял первое место. И этой позиции не сдал до сегодняшнего дня, а чтецкое амплуа и любовь к поэзии стали его второй натурой. И в родном Братске уже не один десяток лет он постоянный участник самодеятельных концертов любого формата. Вот и недавно в городском конкурсе «Не стареют душой ветераны» снова стал лауреатом.
Николай Петрович посмеивается над своей актёрской известностью – мол, суета всё это. Мы разговариваем с ним в фойе Дворца культуры, и нас всё время отвлекают снующие вокруг артисты. Кому-то интересны его награды, кому-то – невиданная в наши дни военная форма. Вот уж чем гордится Николай Петрович, так это тем, что ему удалось сохранить любимую фронтовую гимнастёрку.
– Я выступлю, покрасуюсь, поудивляю всех, а дома её – в пакет и на шкаф до следующего концерта. Потом подштопаю – и снова на сцену или в школу рассказывать ребятишкам о войне.
И так все 65 послевоенных лет! Мы с ним сходимся на том, что 9 мая нужно отметить и юбилей его знаменитого сценического костюма.
Николай Петрович с 1939 года учился в Киевском военном училище. А в 1942 был призван на фронт и зачислен под Сталинградом в 659-й отдельный батальон связи. Какая там была «мясорубка» и сколько полегло наших ребят – он пропускает в своём рассказе. Потом было освобождение Донбасса, форсирование Сиваша, взятие Крыма и освобождение Севастополя. Затем – Прибалтика и бои за Кёнигсберг. Вот тут его и застала победа. Домой, в Красноярский край, он привёз ордена Отечественной войны и Красной Звезды и фронтовые медали. И сразу женился на своей дорогой Валентине Сергеевне.
– Моя Валя! И никого другого мне не надо! – Николай Петрович замолкает на минуту, словно оберегая мысленно что-то очень дорогое. – Вот так мы уже 65 лет вместе…
Вот и ещё один юбилей! Да какой! Вокруг всё больше вдовы фронтовиков отмечают печальные юбилеи. А он прошагал до 65-летия Победы рука об руку с самым дорогим на свете человеком. Вместе они вырастили троих сыновей. Подрастают семь внуков и три правнука. А всё почему?
Николай Петрович, смеясь, отмахивается от этого вопроса. Снова начинает подтрунивать над самим собой: мол, вот придумали в Братске повесить на торце жилого дома его портрет высотой в шесть этажей. Теперь хочешь не хочешь, придётся соответствовать… А годы участия в строительстве ГЭС и Братска уже позади. Вот ведь досада какая – не вернёшь! Только строительству города он отдал 25 лет. И своей главной наградой за эти годы считает медаль «За освоение энергетики Прибайкалья».
Звонки зовут зрителей в зал, а Николая Петровича за кулисы. На мои поздравления с юбилеем Победы он отвечает строкой из стихотворения, которое через несколько минут произнесёт со сцены: «Победа! Мы так долго ждали тебя!». И, чуть помедлив и посерьёзнев, прибавляет: «А за державу обидно!».
Домой, в Братск, Николай Петрович увёз Почётную грамоту за участие в областном смотре «Не стареют душой ветераны», посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной войне.