издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы не дрогнем в бою»

  • Автор: Софья ШЕМЯКИНА, искусствовед, для «Восточно-Сибирской правды»

Юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне – это событие в духовной жизни страны. Снова и снова переживаются давно отшумевшие грозы, и каждый раз они воспринимаются по-новому. Современная история вторгается в заповедники памяти, извлекает из них то, что казалось уже забытым, и побуждает по-новому осмыслить то, что уже было пережито и представлялось неизменным. Как картины, созданные художниками в войну и о войне, прибавляют свой культурный слой воспоминаний, размышлений, эмоций, и знаковые образы открываются новыми гранями, а вечные мотивы звучат по-новому.

Сотни художников были призваны в армию или пошли добровольцами в ополчение, и среди них был бы и Константин Фёдорович Юон, но, когда началась война, ему шёл уже 66 год. Он был не только известным художником, но и доктором искусствоведческих наук. Много сил и времени отдавал художник воспитанию новой творческой смены. Война прервала мирную жизнь. На протяжении всей войны Юон оставался в Москве. В холодной нетопленой мастерской он продолжал трудиться над картинами, эскизами декораций для театра и кино, рисунками. Это было суровое, тяжёлое время. И старейший художник не мог не разделять общей тревоги, когда враг угрожал Москве. Подобно многим людям, он напряжённо ожидал сводок Совинформбюро, пристально следил за ходом событий на фронте и в тылу.

Во все периоды своей художественной деятельности Константин Фёдорович с увлечением писал скромную и прекрасную среднерусскую природу, создавал произведения, в которых воспевал красоту русских городов с их древней архитектурой, резным узорочьем деревянных домиков, пестротой торговых площадей. Пейзаж был и оставался для Юона тем жанром, где наиболее полно раскрывались его творческие возможности. И в годы войны именно в пейзаже выразительнее всего вопротились переживания и мысли художника, его чувство Родины. Он увидел Москву в новом, необычно грозном облике. Художник часто покидал мастерскую, бродил по знакомым и таким незнакомым в эти военные дни московским улицам, подолгу стоял около любимого Кремля. И постепенно стал возникать замысел новой картины, посвящённой Москве.

Картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» стала одной из значительнейших в творчестве художника. Несмотря на то что Юон не присутствовал на Красной площади, образ этого исторического военного парада был создан на основании многих наблюдений. Сам художник вспоминал: «…на картине мною изображены заснеженные войска Красной Армии 7 ноября 1941 года – в тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной». Суровый день начинающейся зимы; свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем войсковых частей в глубь пространства». Войска прямо с парада уходят на фронт. В их твёрдой поступи – сила и уверенность в победе. И совсем по-новому в монументально-архитектурном пейзаже картины звучит тема прошлого. Башни Кремля, собор Василия Блаженного, Красная площадь выглядят особенно сурово и величественно. Москва как бы замерла, застыла в грозном молчании перед решительным ударом по врагу. Небольшое по размерам полотно монументально и значительно. Оно сродни поэзии военных лет:

Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной –
Разгромим, уничтожим врага.
(А. Суриков)

В настоящее время на выставке «Великая Отечественная война глазами советских художников», которая проходит в Иркутском художественном музее, экспонируется картина Юона, созданная им через год после «Парада на Красной площади», – «Утро Москвы 1942 года».

В монографии о художнике Н. Третьяков писал: «Толчком к созданию картины послужило непосредственное впечатление. Как-то морозным декабрьским утром, проходя через Москворецкий мост, художник был захвачен удивительной красотой кремлёвских построек, озарённых лучами восходящего солнца. Между тем по мосту провозили аэростаты воздушных заграждений, навстречу им двигались отряды вооружённых бойцов и, пробираясь по заснеженным улицам, спешили на фабрики рабочие». Это сочетание делового ритма военной Москвы с величественной красотой морозного утра поразило художника. Юон бросился в мастерскую, чтобы запечатлеть всё на полотне. Так возникла идея создания картины, над которой он работал всю зиму.

«Утро Москвы 1942 года» повествует о днях, когда разбитые фашистские войска ещё представляли угрозу столице. Но в ней нет сурового ритма и тёмно-серого колорита «Парада на Красной площади». В голубоватом свете уходящих сумерек на первом плане раскинулся широкий мост, и, несмотря на раннее утро, на нём кипит жизнь, подчинённая одной цели – всё для Победы. Самой сильной стороной картины является продуманное художественное единство композиции. Благодаря этому эпический покой величавой панорамы Кремля воспринимается в картине как выражение внутренней силы, которую несёт с собой «беспокойная» толпа на мосту, т.е. народ военной Москвы 1942 года. Золотистые башни Кремля, озарённые восходящим солнцем, олицетворяют грядущее избавление от врага и веру в Победу.

Монументальный образ этой картины с наибольшей силой показывает восприятие художником патриотической темы Великой Отечественной войны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры