Анна Середа: Особенные дети нуждаются в нашей любви
Победителем областного конкурса «Воспитатель года» стала Анна Середа, педагог-психолог областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска». Ей были вручены диплом и символ конкурса – сердце. Также Анне будет присвоена высшая квалификационная категория.
«Наши дети – особенные, и они очень нуждаются в нашей любви, – сказала Анна Середа на торжественной церемонии. – На нас, педагогах детских учреждений, лежит огромная ответственность: от нас зависит, какими эти дети выйдут в мир, будут ли они социализированы в обществе». Как мама двоих ребятишек, она это знает точно. В школе-интернате она работает с момента его открытия – 9 лет. Анна Николаевна говорит, что ребятишки, лишённые родительской любви и ласки, развиваются по-другому: «Когда ты понимаешь этих детей, работать с ними нетрудно. Только люди неподготовленные обычно многого ждут от таких детей, а не получив результата, разочаровываются». Анна убеждена, что для больных детей очень важен деятельностный подход. В своей работе она применяет сказкотерапию, предпочитая работу с натуральными материалами – деревом, камнем, войлоком. Для своего мастер-класса она выбрала тему «Трудное чувство дружба», где в игровой форме показала, какие существуют способы бесконфликтного общения. К слову сказать, именно этот конкурс, «Мастер-класс», и определил тройку победителей. Всего педагогам пришлось пройти 4 этапа, которые включали следующие конкурсы: «Визитка», «Занятие», «Теория и практика образовательной работы в интернатных учреждениях», «Мастер-класс», «Педагогический ринг» и «Творческая мастерская».
Так, второе место члены компетентного жюри отдали Елене Гросс, воспитателю Черемховского областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Её педагогический стаж – 26 лет, из них 15 лет она работает в Черемховском детском доме. Елена с горечью говорит о том, что с каждым годом растёт число брошенных детей. Но самое страшное – больных детей, чьи родители – наркоманы или алкоголики. А больным детям ещё сложнее адаптироваться в обществе. Поэтому в своей работе Елена Константиновна применяет нетрадиционные методы реабилитации с помощью техники рисования цветной тесьмой. «Так ребятишкам легче реализовать свой творческий потенциал. Порой ведь у ребёнка и речь не развита, а он через рисунок может передать свой внутренний мир. Имея большой педагогический стаж, я уже с первого взгляда понимаю, что деткам нужно. Если вижу, что ребёнок тревожен, значит, с ним нужно поработать».
Елена Константиновна убеждена, что работать с такими детьми можно, только если ты любишь детей. «Педагог должен быть добрым, – считает она. – Дети – это пластилин, что мы слепим, то и будем иметь. Когда ко мне приходят сту-дентки на практику, я им говорю: «Девочки, не бойтесь работать, пробуйте, ошибайтесь, но помните: главное – не навредить этим детям».
В тройку лидеров вошла и Оксана Николаевна Триколич, воспитатель государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ангарский областной детский дом». В детдоме она работает недавно, всего несколько лет, хотя её педагогический стаж – 19 лет. Оксана Николаевна рассказывает: «Первое, что меня поразило, когда я пришла на работу, – это глаза детишек. В них столько страха… Они боятся этой жизни, очень закомплексованы. Нетрадиционные методы реабилитации как раз и помогают им справиться с неуверенностью. Когда мы рисуем на стекле, не надо бояться сделать кляксу, ведь её можно превратить в прекрасный цветок. И тогда ребёнок начинает верить в себя, в свои силы и возможности!».
Конкурс завершён, названы победители. Но все, кто не вошёл в число призёров, набрались впечатлений, узнали много нового и интересного, что смогут применить в работе. Так что свои задачи – развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержка новых технологий и инноваций в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников детских домов и школ-интернатов – конкурс выполнил. А все участники получили дипломы и призы.