Ранний сев – ранние всходы
Хлеборобы Приангарья проводят «генеральную репетицию» перед страдой
Весна в Приангарье устойчивостью не отличается. Никогда не знаешь заранее, как будет складываться погода в преддверии посевной или в ходе её. Вот и в нынешнем апреле то солнышко светит, то снег с холодным ветром, то заморозки пожалуют. Однако земледельцы ОАО «Большееланское» не ждут, когда установится погода и прогреется земля. Механизаторы хозяйства ещё на 22 апреля засеяли однолетними травами 80 гектаров, на двух тысячах гектаров закрыли влагу, на полутора тысячах внесли минеральные удобрения.
Ранний сев зелёнки, то есть однолетних трав, – это генеральная репетиция перед хлебной страдой. А она для большееланцев, как и для многих хлеборобов Усольского района, вот-вот начнётся. Усольчане вообще ориентируются лишь на ранние сроки. Не только человек, далёкий от сельских проблем, но и опытный земледелец может спросить: стоит ли сеять в такую пору, когда ещё земля толком не отошла, мерзлота из глубин холодом дышит? В недавнем прошлом по поводу сроков сева также разворачивались острые дебаты. Противниками ранних сроков, как правило, были представители науки. Возможно, сказывалось влияние традиционной школы земледелия, а она сформировалась в западных регионах, в хлеборобных. Ориентируясь на них, нас и учили сеять по хорошо прогретой земле, чтобы сорняк взошёл, затем его срежут культиватором и лишь потом семя уложат в разрыхлённую, хорошо прогретую почву. Всё это правильно для Центральной России и даже для Западной Сибири, но у нас в Приангарье уж больно мало времени отпущено для того, чтобы семя проросло, колос хорошо налился и вызрел.
Если говорить про «Большееланский», то ставка на ранний сев позволила в прошлом году убрать хлеб до мощнейшего снегопада и вместе с тем получить рекордный урожай.
Как-то в конце апреля или в начале мая довелось побывать на посевной на одном из островов совхоза «Железнодорожник» Усольского района. Низкое небо, солнца не видно, ледяной ветер с Братского водохранилища с ног до головы продувает. Но трактора ревут, сеяльщики сеют.
Может быть, и не согласятся с этим усольчане, но, насколько помню, пионером ранних выездов в поле был Баяндаевский район.
– Однажды позвонил председатель колхоза «Путь Ленина» Александр Васильевич Перевалов и сообщил, что завтра он начинает сев, приезжайте, мол. А «завтра» – это 22 апреля, день рождения Ленина, – вспоминает Иван Романов, бывший первый секретарь райкома парти. – Какие хлеба наросли там? Хорошие, у Перевалова вообще добрые урожаи были.
– Нам не так страшны заморозки поздней весны или раннего лета, как позднего лета или ранней осени, – не раз говорил опытнейший агроном Андриан Мунгалов, который в молодые годы успешно руководил агрономической службой колхоза имени Чапаева, что соседствовал с колхозом «Путь Ленина».
А что такое поздние летние заморозки, так ли они опасны? Послушаем ещё раз Андриана Петровича:
– Проводили как-то объезд полей района перед жатвой (тогда Баянда-евская зона была составной частью Эхирит-Булагатского района. – Авт.). Комиссию возглавлял первый секретарь райкома С.Т. Кращук. Хлеба такие наросли – не нарадуешься. Уж на что Степан Трифонович земледелец искушённый, но и он удивлялся нашим нивам. К вечеру объезд закончили – решили на бережку посидеть. Рассаживаемся, и тут пронзительным холодом потянуло. Карп Ханхасаевич Ханхасаев, председатель колхоза «Путь к коммунизму», посмотрел вокруг и с тревогой произнёс: «Что-то не нравится мне это». Утром чуть свет поднимаемся – всё вокруг белым-бело. Заморозок ударил.
Да, Баяндай, как это ни странно покажется на первый взгляд, обычно открывал весеннюю страду в Иркутской области. Странность заключается в том, что он никогда не считался лучшим среди земледельческих регионов. К тому же немалая часть его пашен находилась в зоне вечной мерзлоты. В иные годы безморозный период длился 60–65 дней, а районированные сорта имели вегетационный период около ста дней и больше. Поэтому и торопились механизаторы. Едва сойдёт снег, как они в поле влагу закрывают, используя не бороны, а тяжёлые предметы: траки от гусениц тракторов, вальки и так далее. А семя бросали не в самую прогретую почву. Но что интересно, ещё сорок и более лет назад именно колхозы «Путь Ленина» и имени Чапаева получали лучшие урожаи на огромном пространстве от берегов Лены до учхоза «Оёкское» Иркутского района. По 18–22 центнера зерна с гектара намолачивали комбайнёры тех хозяйств. Потом подросло новое поколение земледельцев. Совхоз «Гахан-ский», руководимый Орлом Аракшиновым, в начале 1980-х годов взял как-то с каждого гектара свыше 30 центнеров зерна. Добрые урожаи получали механизаторы колхоза «Путь к коммунизму», руководил которым Роман Дмитриевич Алдаров.
Сегодня нет на баяндаевской земле ни колхозов, ни совхозов, крепко поредели ряды хлеборобов, однако остались люди, преданные своему делу. Среди них выделяется фермер Андрей Мунгалов, он брал порой по 40 центнеров зерна. Теперь баяндаевцы хвалятся хлебом, испечённым из своей пшенички. Вкусный хлеб, пышный и ароматный. Но здесь велика заслуга тулунских селекционеров во главе с Анатолием Егоровичем Юдиным, творцом прекрасных пшеничных сортов.
Три с половиной столетия сибирское земледелие шло по восходящей. Известны сведения о том, что ещё с середины ХVII века первопроходцы не просто вводили земли в оборот – раскорчёвывали, распахивали, засевали их, – но и начинали заниматься опытничеством. В Иркутской губернии в Илиме помогал местным крестьянам осваивать современную земледельческую культуру ссыльный Радищев, позднее огромный вклад внесли сосланные к нам декабристы, причём их деятельность охватывала различные регионы: Киренск, Братск, Олонки, Бохан, Бельск, Черемхово, Урик, Оёк, Усть-Куду, Смоленщину и так далее.
Позднее, явно в связи с более активным освоением Восточной Сибири в конце XIX века, создаётся опытная ферма под Иркутском. Долго она не просуществовала. Но 1 сентября 1899 года недалеко от Оёка (в районе деревни Жердовка) открывается сельскохозяйственное училище. В 1907 году создаётся опытная ферма под Тулуном, позднее – Баяндаевское опытное поле. Кстати, всего по Сибири до революции было организовано 11 опытных полей и опытных ферм. На двух из них, на Омском опытном поле (ныне Сибирский НИИ сельского хозяйства) и на Тулунском, создавались новые сорта, прежде всего зерновых культур. У нас созданием новых сортов занимался прекрасный организатор производства В.Е. Писарев, ставший в дальнейшем крупнейшим учёным. В 1923-м были созданы три областные сельскохозяйственные опытные станции: Западно-Сибирская (Омск), Средне-Сибирская (Красноярск) и Восточно-Сибирская (Тулун). Последняя в 1937 году была преобразована в Тулунскую селекционную станцию. Колхозное движение нуждалось в новых высокоурожайных сортах, адаптированных к суровым местным условиям.
Иркутское земледелие прошло большой путь. Но каждый новый шаг вперёд давался непросто. Сегодня к числу новых нелёгких задач я отнёс бы и преодоление предрассудков о бесперспективности земледелия в Приангарье. Кстати, директор Красноярского НИИ сельского хозяйства академик Николай Сурин, наоборот, считает нашу зону «благоприятнейшей для выращивания зерновых». Ибо «у нас никогда не бывает таких засух, как в Поволжье. Там растениям с самого начала не хватает влаги. У нас же земля промерзает на 2–2,5 метра. Её оттаивание происходит в течение всего вегетационного периода, отсюда подпитка корневой системы. Где-то на Дону ночная температура ненамного отличается от дневной. У нас же днём плюс 30 градусов, ночью – 7–10. Растения имеют возможность отдыхать… Злостных вредителей растений у нас практически нет».
Думается, есть повод истинным хлеборобам считать свои действия правильными. Да, юг Красноярского края находится в более благоприятных климатических условиях, чем юг Приангарья. Но разве достижения «Большееланского» или Белореченского агрокомплекса, который более чем на 30 тысячах гектаров собирает порой более чем по 30 центнеров зерна, ни о чём не говорят?
Ранний сев – ранние всходы. А таковые имеют возможность больше солнечных лучей ухватить, причём наиболее чистых. Солнце, как известно, играет такую же важную роль в создании урожая, как почва и влага. Солнце – тоже основа урожая.