Александр Преображенский: «Слетать в Париж дешевле, чем на Байкал»
В начале недели Иркутск посетил один из пионеров российского турбизнеса. Создатель первого туристического кооператива и агентства «Куда. ру», владелец «Магазина путешествий» Александр Преображенский стажировался в Швейцарии и США, а сейчас охотно делится своим опытом с регионами. Нашему корреспонденту ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ он рассказал о том, в чём сильные и слабые стороны Байкала как туристического объекта и чем в его продвижении может помочь продакт-плейсмент.
– Какие тенденции наблюдаются сейчас на российском туристическом рынке?
– Если говорить о туроператорах, то период эйфории, когда все старались запустить как можно больше чартеров, продать как можно больше путёвок, прошёл. Игроки стали более прагматичными, соотносят возможности и спрос. Если говорить о клиентах, то они стали отдавать предпочтение турам подешевле, не дешёвым, а именно подешевле. Сократилось количество выездов: не три-четыре раза в год, как было раньше, а два раза.
Новых направлений отдыха в мире пока не появилось, зато страны, которые считаются лидерами мировой туристической индустрии – Турция, Египет, Китай, Италия, Испания, Греция, – укрепили свои позиции. Мне импонирует то, что некоторые западные хотельеры делают продукты «под русских». Так, например, круиз «Royal Carribian» по Средиземному морю делает ставку на русских: 265 человек команды, говорящие на русском языке; специальная развлекательная программа для русских; газеты и меню на русском. Круиз пользуется популярностью, а количество клиентов даже превышает запланированные показатели. Русский турист стал явлением на туристическом рынке всего мира – постоянным и понятным. В Черногории, Турции, Хорватии, на многих курортах Испании, Италии, на Гоа «русское направление» становится основным.
– Удалось преодолеть кризисные явления в отрасли?
– На мой взгляд, кризисных явлений в отрасли и не наблюдалось: количество чартеров и мест в отелях не уменьшилось, хотя сократились повторные поездки. Я уже говорил, что раньше многие выезжали на отдых три-четыре раза в год, а сейчас два раза. Но это явление скорее свидетельствует о том, что люди стали более экономными. Многие отели понизили цены на размещение, но полагаю, что в 2010 году количество российских въездных и выездных туристов останется на уровне 2007–2008 годов.
– Как вы оцениваете туристический потенциал Иркутской области?
– Я считаю, что благодаря Байкалу и Транссибу он значителен. Сильная сторона региона – в его природной составляющей: такие места, как Байкал, уникальны, на свете их раз-два и обчёлся. Это единственное озеро, которое видно из космоса. Сильной стороной можно назвать и то, что вам удалось сохранить и модернизировать туристическую инфраструктуру. Я помню тот же отель «Интурист» семь лет назад, сейчас это небо и земля. В этот раз я побывал в Листвянке, перекусил в ресторане, уровень как в Черногории.
Слабая сторона – в отсутствии современных объектов, в той же Листвянке нет кинотеатра, боулинга, а флот, который там плавает, достаточно тихоходен. Ещё одна проблема – в доступе. Сейчас перелёт до Иркутска стоит дороже, чем до Парижа, я имею в виду среднюю полосу России. Например, во Франции, Америке и Германии большая часть туристов – это люди, путешествующие по своей стране. Во Франции их даже больше, чем приезжих, хотя эта страна занимает первое место по въездному туризму в мире. Секрет заключается в том, что в этих странах государство дотирует отдых «дома», например, предоставляет скидку на авиабилеты. Наконец, не самой сильной стороной является продвижение и реклама туристических возможностей озера.
– У вас есть рекомендации по продвижению озера?
– Однозначно необходима международная реклама: нужно сотрудничать с каналом «Russia Today», который вещает на весь мир, с журналами, которые выходят за рубежом. Нужно больше работать с холдингами, которые будут посылать сюда на отдых своих работников, проводить здесь корпоративные мероприятия. Нужно делать ставку на детей: приехал человек сюда в детстве, а потом будет ностальгировать и повезёт сюда уже своих детей. Очень хорошо работает продакт-плейсмент. Почему все поехали в Санта-Барбару? Потому что об этом месте сняли прекрасный сериал. Почему бы не снять фильм о байкальских приключениях? Пусть будут рассказы, истории. От них можно получить больший эффект, чем от статьи в газете или стенда на выставке.
– Как часто турами на Байкал интересуются ваши клиенты?
– К сожалению, про Байкал многие забыли: считают, что он недостижим или что здесь нет никакой инфраструктуры для отдыха. Когда мы предлагаем съездить, нам отвечают: «С ума сошли, что же я поеду в разруху». Поэтому важно показать, что здесь есть инфраструктура и она работает.
– Насколько эффективен, по вашему мнению, проект создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа?
– В Иркутской области эффект от его реализации будет во многом зависеть от самого региона. Думаю, что вам можно рассчитывать на появление новых объектов инфраструктуры, и в частности горнолыжных трасс. Я всегда прислушиваюсь к тому, что говорят власти о туризме: и президент, и премьер-министр России упоминали «Гору Соболиную», это свидетельствует о том, что курорт заметили.
– Какие виды туризма должны развиваться на Байкале?
– Природный, когда люди смотрят на птиц, бабочек. Но «номером один» должен стать активный туризм: когда в 80-е годы мы возили сюда туристов, они ходили пешком, ездили на велосипедах вокруг озера. Но не только возле Байкала надо крутиться: мы их и в тайгу водили. Они там жили, как герои передачи «Последний герой». Сейчас мы организуем такие туры в Коми: завозим людей в деревню, они ходят за грибами, ягодами, копают огород, по болотам пробираются. Думаю, что этот вид туризма в мире сейчас популярен. Человек так много времени проводит в городе, что для него отдых на природе и даже укус комарика – уже праздник. С Иркутском для меня многое связано. С 1990 по 1993 год мы организовывали поездки сюда туристического поезда с иностранцами, за лето приезжали два-три раза. В поездках туристы учились готовить пельмени, петь песни и грызть семечки. Да-да, для иностранного человека это проблема – грызть семечки.
Да, у Байкала много возможностей. Но, возвращаясь к вопросу о продвижении озера, хотелось бы отметить, что жителям надо начинать с себя. Мы тут ни у кого узнать не могли, работает ли в воскресенье музей декабристов. А в Санкт-Петербурге любой житель про свой город оперу споёт. Потому что в школе и в институте преподают краеведение и даже в медицинском институте такой факультатив два года идёт.