издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хозяева великой стройки

  • Автор: Альбина НЕУДАЧИНА, начальник отдела Государственного архива новейшей истории Иркутской области, заведующая общим отделом ОК ВЛКС

О БАМе немало спето песен, написано журналистских очерков, издано книг воспоминаний строителей магистрали и даже научных трактатов. Но сама стройка от Байкала до Тихого океана, история создания железнодорожной магистрали и подёрнутый дымкой неопределённости её сегодняшний день снова и снова возвращают память назад, в героические, кипучие будни семидесятых годов. В Государственном архиве новейшей истории Иркутской области хранится немало исторических документов и фотографий того времени. Перелистаем некоторые из них.

1974 год. 27 апреля на ХVII съезде комсомола молодёжь страны принимает эстафету героических дел первостроителей Днепрогэса и Магнитки, покорителей Ангары и Енисея и готова выполнить новое поручение Родины. Прямо из Кремлёвского Дворца съездов на БАМ, который объявлен важнейшей стройкой девятой пятилетки, был отправлен первый Всесоюзный комсомольский отряд имени ХVII съезда комсомола. Возглавил его наш прославленный строитель дорог Абакан – Тайшет и Хребтовая – Усть-Илимск, депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда Виктор Иванович Лакомов. Это был мощный строительный десант, позволивший скорректировать сроки строительства магистрали и будущих бамовских городов. В те годы на всю страну были известны знаменитые бригадиры строителей Александр Бондарь, лауреат премии Ленинского комсомола, Леонид Казаков, Герой Социалистического Труда, Вячеслав Аксёнов, командир Всесоюзного ударного отряда имени ХVIII съезда комсомола, и многие другие.

6 сентября 1974 года на нашем, Западном, участке было заложено первое звено первого километра БАМа. В обеспечении строительства железнодорожной магистрали участвовали шестьдесят отраслей народного хозяйства, сотни предприятий-поставщиков, проектных и научных организаций. Её возводили представители семидесяти народностей и национальностей страны. Так на деле осуществлялся лозунг «БАМ строит вся страна». Только на нашем, Западном, участке объекты в Усть-Куте строили шефы из Краснодара, станцию Таюра – строители из Армении, Киренгу – из Ростова, Улькан – из Азербайджана, Кунерму – из республик Северного Кавказа. БАМ стал своеобразным памятником дружбы народов Советского Союза.

А среди строителей главный лозунг звучал так: «Мы строим БАМ – БАМ строит нас». Здесь молодые строители приобретали профессии, опыт руководства маленькими и большими коллективами, создавали семьи, растили детей. В те годы на БАМе началось комсомольское патриотическое движение «Я хозяин стройки». Встав на трудовую вахту в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне под лозунгом «За себя и за того парня», комсомольские бригады включали в свой состав героев-комсомольцев, павших на полях сражений. Так, комсомольско-молодёжные бригады СМП-391 посёлка Магистральный включили в свой состав 28 героев-панфиловцев. Победители этого соревнования, 28 лучших строителей СМП, были удостоены чести сфотографироваться у мемориала героям-панфиловцам в Москве. 

Особый размах получило соревнование комсомольско-молодёжных бригад за право участия в стыковке последнего, «золотого», звена БАМа. Большую помощь оказывали бамовцам студенческие строительные отряды. За десять лет строительства магистрали 27 тысяч бойцов ССО возвели объектов жилья и соцкультбыта, смонтировали водопропускных труб, забалластировали сотни километров железнодорожного пути на общую сумму около 100 миллионов рублей.

1984 год. 1 октября, через десять лет после закладки первого звена, на станции Куанда бригадами Александра Бондаря и Ивана Варшавского было уложено «золотое» звено БАМа. А осенью этого же года, в канун Дня рождения комсомола, в Тынде прошли праздничные мероприятия по случаю открытия сквозного движения на всём протяжении Байкало-Амурской магистрали, которой было присвоено имя Ленинского комсомола. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры