«Кто виноват? Система!»
Дефицит бюджета Иркутской области сократился почти на 900 млн. рублей. При этом региональный минфин не решился на серьёзное увеличение расходов. Вчера на сессии Законодательного Собрания депутаты зафиксировали: на миллиард федеральных целевых денег в расходы занесены только 148 млн. рублей нецелевых. Причём 23 млн. рублей из них – на организацию приёмной президента. Профсоюзы в ответ в очередной раз напомнили, что бюджет принят «с грубым нарушением статей Бюджетного кодекса». К примеру, бюджетные нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений не соответствуют принятой в 2007 году в регионе методике расчёта, на чём «оптимизировано» не менее 500 млн. рублей. Уменьшать дефицит в таких условиях неприемлемо, считают профсоюзы.
Последние изменения в главный финансовый документ вносили на мартовской сессии. С тех пор доходы областного бюджета увеличились на 1 млрд. 21 млн. рублей, при этом расходы возросли только на 148 млн. рублей. Дефицит уменьшился на 872,6 млн. рублей и составил около 6%. По словам министра финансов Иркутской области Татьяны Пороновой, налоговые доходы остались без изменений, основное увеличение доходов идёт за счёт безвозмездных поступлений из Федерации. Отвечая на вопрос депутата Евгения Рулькова о динамике налоговых поступлений по сравнению с прошлым годом, Поронова сообщила, что в первом квартале 2010 года идёт увеличение по доходам в пределах 5% за счёт федеральной дотации на выравнивание, полученной в феврале, и ряда федеральных средств, пришедших раньше срока. Налог на прибыль и НДФЛ не дали особого увеличения. Поронова отметила, что пока по налогу на прибыль ситуация остаётся неясной, поскольку в конце прошлого года регион получил более чем миллиардный «подарок» от одного из налогоплательщиков. «Более ясная картина по доходам будет после того, как крупные налогоплательщики проведут камеральные проверки и мы поймём, что происходит с налогом на прибыль», – сказала Татьяна Поронова. Она пообещала, что уже в мае на сессии будут рассмотрены расходы областной казны по тем налогам, где «уже есть понимание», в первую очередь по НДФЛ.
Целевые средства в сумме более миллиарда рублей поступили за счёт субсидий на сельское хозяйство, по программам занятости и развития села и доходам по организации льготного проезда. Нецелевые же расходы составляют 148 млн. рублей. 74 млн. рублей – это «просто переклассификация», связанная с оздоровлением детей (из раздела «Образование» в раздел «Социальная политика»). Плюсом идут 43 млн. рублей «иных расходов». 23 млн. рублей из этой суммы субъект выделит на организацию приёмной президента. Несмотря на возражения коммунистов, Татьяна Поронова заявила, что эти полномочия делегированы региону Федерацией. В декабре и марте регион получил «дешёвые» федеральные кредиты на общую сумму 3 млрд. рублей, плюс в прошлом году не привлекались дорогие коммерческие кредиты. Всё это позволило, по мнению министра финансов, уменьшить расходы на обслуживание государственного долга на 1 млрд. 6 млн. рублей.
Однако депутаты повернули дискуссию в иное русло. Парламентарий Гавриил Франтенко поинтересовался, сколько средств тратится на содержание администраций муниципалитетов первого уровня. Татьяна Поронова пообещала подготовить «справку». «Вообще-то я не справку хочу, надо же наводить какой-то порядок, кормить-то нечем!» – заявил депутат. К нему присоединился коллега по «Единой России» Олег Каньков. Его интересовало, готов ли минфин увеличивать финансирование муниципалитетов. Татьяна Поронова признала, что первый уровень, за исключением НДФЛ и земельного налога, практически не имеет собственных доходов. «Но ведь вся тяжесть управления территорией сейчас находится на втором уровне», – сказала министр, имея в виду зарплату. А чиновники первого уровня сейчас платят зарплату только себе, чинят дороги и вывозят мусор. Других полномочий просто нет. И ситуация доходит до абсурда – в регионе уже есть населённые пункты с доходами выше, чем у второго уровня, но при этом не имеющие никаких обязательств. «У чиновников есть лесные посёлки, где нет практически ничего, кроме школы, – парировал Олег Каньков. – Бюджет 11 миллионов, наполняемость 6 миллионов. Ни одного производственного предприятия. Область что-то думает о наполняемости этих бюджетов?». «Мы всегда за кого-то думаем, а те, кто должен думать и исполнять, совершенно об этом не думают, – сказала министр. – Такие посёлки – это вообще отдельная тема. Содержать школу, где на одного ребёнка два взрослых, – очень удобно, потому что мы там платим пособие по безработице, но в виде заработной платы». Поронова добавила: в Иркутской области есть поселения, где годовое бюджетное обеспечение на душу населения составляет 21 тысячу при средней норме по региону 3 тысячи. Причина проста – там очень мало жителей.
Гавриил Франтенко предложил минфину начать экономить на чиновниках. «В таких муниципалитетах люди, облечённые властью, получают большие зарплаты, – заявил он. – И недостаточно заружены, мягко говоря. А на производстве рядом получают зарплату в два-три раза ниже, горбатясь от души в сельском хозяйстве». Депутат предложил создать комиссию «Серого дома», Заксобрания и Контрольно-счётной палаты по прояснению ситуации. Он привёл в пример «одну деревню», где доход исчисляется в 500 рублей, а зарплата в 1,8 млн. рублей, причём поселковая администрация даже раскошелилась на «заместителя по связям с общественностью». Попутно депутаты указали Татьяне Пороновой и на то, что должен быть решён вопрос регулируемых тарифов на электро-энергию, поскольку школы области живут в полутьме, пытаясь экономить на свете.
«Серый дом» уже создал рабочую группу по анализу реализации Закона 131-ФЗ на территории Иркутской области. «У нас действительно получилась в результате этой реформы дорогостоящая местная власть, недостаточно загруженная местными функциями», – признал заместитель губернатора Виктор Игнатенко.
Пока чиновники разбираются, кому кто переплатил, за полутёмные школы вступились профсоюзы. Во второй раз полномочный представитель областной организации профсоюзов Иркутской области Валерий Лукин попытался пробить изменения в положение 26 к закону о бюджете на 2010 год. Оно устанавливает нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений. Размеры этого финансирования, по мнению профсоюзов, не соответствуют расчётам, произведённым по действующей методике, утверждённой региональным законом. «Это является грубым нарушением статей 35, 37, 85 Бюджетного кодекса, – сказал Валерий Лукин. – И большой ошибкой, которая была допущена при принятии бюджета, а ошибки надо исправлять». В результате объём субвенций муниципалитетам на обеспечение прав граждан на образование был «оптимизирован» минимум на 500 млн. рублей. На сумму около 200 млн. рублей недофинансированы расходные обязательства по иным социальным направлениям, сказал Лукин. Он считает неприемлемым сокращение дефицита при таком недофинасировании. Профсоюзы потребовали принять соответствующую статью в новой редакции и распространить действие нового варианта с 1 января 2010 года. «Необходимо вернуть школам все долги», – уверен Лукин. К профсоюзам присоединилась фракция КПРФ.
Комитет по бюджету собрался в перерыве сессии, чтобы обсудить эти поправки, однако решение было прежним – поправки отклонить. Глава бюджетного комитета Сергей Курилов обещал, что депутаты проанализируют вопрос перечисления субвенций муниципалитетам за прошлый и нынешний год. «У нас два любимых вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?», – в ходе обсуждения бюджета заявила Татьяна Поронова. – Кто виноват? Система!». В итоге профсоюзам отказали, а бюджет был принят в окончательном чтении.