Бессознательная память
Международный день памятников и исторических мест иркутяне отмечали по-разному. Эксперты из охранных, проектных и архитектурных организаций на заседании «круглого стола» «Реабилитация и сохранение исторической деревянной среды» впервые обсуждали концепции двух очередных исторических кварталов города – 131-го и 133-го. А молодёжь, не принадлежащая к профессиональному сообществу, устроила флэш-моб в центре города. Корреспондент газеты «Конкурент» Ксения ДОКУКИНА отметила праздник вместе с профессионалами на «круглом столе» и вместе с народом на мобе. И выяснила, что до сознательного общественного движения по сохранению памятников Иркутску ещё далеко.
Историческая масса
Накануне Международного дня памятников иркутские специалисты по их сохранению в очередной раз обсуждали вопросы реабилитации исторической деревянной среды. Делали это на совершенно новых примерах. Ставший популярной темой 130-й квартал на этот раз был обойдён вниманием экспертов. Специалисты из охранных, проектных и архитектурных организаций встретились на «круглом столе», посвящённом итогам 11 сессии Международного Байкальского зимнего градостроительного университета, и оценили проектные концепции 131-го и 133-го кварталов города, которые были предложены командами-победителями «Зимника». Как подчеркнул руководитель областной службы охраны объектов культурного наследия Виталий Барышников, официально и публично эти концепции обсуждались впервые.
Площадь территории 131-го и 133-го кварталов равна примерно шести гектарам. Они находятся между улицами Коммунаров и Подгорной и включают в себя 126 построек. Пока эти территории ничем не выделяются среди десятков других деревянных островков Иркутска – такие же неухоженные, кое-где развалившиеся, кое-где сгнившие, однако ещё сохраняющие атмосферу прошлого – историческую среду.
– Стоит признать: суперуникальных объектов в Иркутске мало, – отметил доцент кафедры архитектурного планирования Иркутского государственного технического университета Владимир Нечитайло. – Но наш город интересен именно усадебной застройкой, передающей дух прошлого, поэтому одним из основных условий создания проектов застройки 131-го и 133-го кварталов участниками Зимнего университета была необходимость сохранить среду.
Инициатива снизу
Команда, занявшая первое место на сессии (в ней было шестеро участников: двое из Иркутска и по одному из Челябинска, Шотландии, Франции, Ливана), подошла к вопросу основательно: предложила создать законо-проект по зоне охраны сооружений и среды, который будет использоваться Комитетом в регулировании процессов реабилитации и развития районов №№131 и 133 – его тоже, по задумке, предстоит собрать.
Студенты в написанном ими общественном документе постановили, что наружный облик строений в кварталах будет выполнен из дерева и камня, цветовое решение будет определено в положениях закона. Резьбу и декоративные фасады зданий предложено сохранить, а двери и окна использовать «в соответствии с исторической и традиционной природой района». По высоте строения не должны превышать трёх этажей, а главное – не должны быть «выше церквей в этом районе». Особенно актуальным в связи с ещё не забытыми поджогами в 130-м квартале смотрится пункт законопроекта о том, что «все здания должны быть защищены от пожаров с помощью брандмауэров».
Заборы в районах (высотой не более 1-2 метров!) будут сооружаться из дерева и должны «соответствовать одобренному цветовому решению». Из дерева же нужно сделать мусорные блоки. Отдельно оговорено, что правилам относительно цвета, материалов и размеров должны подчиняться все рекламные конструкции и обозначения.
Студенты продумали и вопросы комфорта: по их мнению, «жилые сооружения должны иметь внутреннее водоснабжение» и «условия для установки внутренних туалетных и ванных комнат», а также снабжаться электричеством. Все коммуникации будут располагаться под землёй и содержаться муниципалитетом, подчер-кнули разработчики проекта.
«Все постройки должны осматриваться каждые пять лет экспертами, назначенными и одобренными комитетом», – подытожили студенты торжество социализма в отдельно взятом документе.
Команда, занявшая второе место (участники из Иркутска, Волгограда, Германии, Франции, Южной Кореи и Японии), в свою очередь предложила создать «соседскую общину», чтобы жители районов на основе общих интересов заботились о территории. Эта идея об инициативе снизу в числе первых понравилась иркутским экспертам. «В проекте выигравшей команды очень важен принцип, который предложили ребята, – необходимость ответственности за каждый дом самих жителей, – заявил Владимир Нечитайло. – Не менее важен вопрос, поднятый второй командой, – о сосуществовании людей в усадьбах уже после их сдачи в эксплуатацию».
Найди различия
Одно из ключевых различий между двумя обсуждавшимися кварталами и «губернаторским» 130-м – полярная ситуация по вопросам собственности. В кварталах между улицами Коммунаров и Подгорной 80% домов находится в частной собственности, это значит, что государственные деньги под расселение, как это делается в 130-м квартале, туда не привлечёшь. Соответственно, для восстановления зданий в этих районах частный капитал нужен в больших объёмах, чем в историческом. А его иначе, чем новым строительством, не привлечёшь.
– В 130-м квартале инвесторов больше, чем усадеб, которые вошли в лоты на реставрацию, – рассказал председатель Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Владимир Китаев. – Но большую часть инвестиционных проектов нельзя принять, потому что люди предлагают внести в здания функцию, не свойственную для квартала. Там нельзя построить пять больших ресторанов или даже два больших – они не нужны. Двум антикварным магазинам там тоже нечего делать. Поэтому в преддверии реставрации 131-го и 133-го кварталов нужно воспитывать инвесторов, поднимать их культуру.
Критика сверху
Воспитывать, как решили иркутские специалисты по сохранению исторических объектов, нужно и идущую им на смену молодёжь. Её раскритиковали за «явный дисбаланс в сторону новых строений». Причём если при рассмотрении работ студентов из международных команд Зимнего университета этот «дисбаланс» вызвал просто нарекания, то, увидев варианты проектов 131-го и 133-го кварталов, которые разработали студенты-архитекторы, учащиеся в ИрГТУ, участники профессиональной дискуссии совсем расстроились.
– Они же раздробили всю деревянную застройку, оставили её лишь вкраплениями в окружении новоделов, – возмущалась начальник научно-исследовательской проектно-реставрационной мастерской «Иркутскгражданпроекта» Надежда Красная так, будто это уже произошло. – То, что здесь воплощено, – это негативное отношение к Иркутску, ломка его структуры. Получается, что пока студенты Зимнего международного университета выступают за сохранение исторической среды города, ученики местного вуза считают необходимым уничтожить планировочную структуру Иркутска.
Виталий Барышников по такому случаю предложил возобновить работу лаборатории архитектурного наследия, которая существовала при архитектурном факультете ИрГТУ в доперестроечные годы. По его словам, через неё в своё время прошло большинство сегодняшних признанных экспертов и исследователей Иркутска. «Нам нужны молодые коллеги, – заявил он. – Иначе на нас смотрят как на секту, у которой есть Федеральный закон о сохранении памятников. А нам необходимо жить реальной жизнью».
Концепция отменилась
Заставить жить памятники реальной жизнью попыталась 19 апреля обычная молодёжь Иркутска, не связанная с профессиональным сообществом архитекторов, историков и проектировщиков. В этот день около семи вечера толпа иркутян собралась возле памятника Владимиру Ильичу Ленину. Дождавшись, когда электронные часы, висящие на Байкальском государственном университете экономики и права, покажут 18:55, люди стали поднимать правые руки вверх и становиться в ту же самую позу, в которой изображён вождь Октябрьской революции. Это не был стихийный митинг. Это был организованный флэш-моб, посвящённый прошедшему накануне Международному дню памятников.
– Захотелось провести моб, я пошерстил в Интернете насчёт праздников, которые в ближайшем будущем отмечают, и наткнулся на День памятников, – описал историю возникновения идеи мероприятия его единственный организатор Сергей Ильин. – Подумал, что будет здорово, если вначале возле памятника Ленину соберутся люди и встанут в его позу, а потом сделают то же самое возле Александра III. Спонсоров мероприятия не искал – наличие их сразу бы натолкнуло на мысли о корысти, и пришло бы меньше народу.
Иркутяне узнавали о мобе в основном через социальную сеть «В контакте» – там в предполагаемых участниках отметилось больше тысячи человек. В итоге пришло свыше двухсот. В большинстве своём молодёжь различного формата: студенты, бездельники, уже работающие люди. Сергей Ильин не ожидал увидеть в реальности и такого количества.
– Честно говоря, я думал, что людей будет гораздо меньше, – сказал он, радостно оглядывая площадку под Лениным, заполненную молодёжью. – А народ проявил неожиданный интерес, сегодня мне даже какая-то танцевальная команда обещала дэнс-батл рядом с Александром устроить.
Танцоры выполнили обещание. Четыре человека, парень и три девушки, когда участники моба подошли ко второму его месту назначения, принялись медленно двигаться в импровизированном танце, а потом первыми встали как Александр III.
Люди, вставшие в позу около царя, сразу собрали толпу сторонних наблюдателей. Среди них были и зеваки в спортивных костюмах, шедшие с острова Юность, которые массовым сознательным действием заинтересовались настолько, что тоже решили в нём поучаствовать. Вначале один из парней пытался поддерживать или передразнивать танцоров, а позже пристроился в ряд изображавших Александра III людей. Правда, пяти минут, которые были отведены на стояние в позе, парень не вытерпел, вскоре забрался на скамейку и, махая руками, стал дирижировать толпой «царей».
Шестеро энтузиастов, в том числе недавние танцоры, отдали дань уважения ещё и Вампилову – постояли пять минут около памятника драматургу. Остальные участники флэш-моба после второй пятиминутки стали расходиться – кто домой, кто за пивом. Начинался обычный вечер понедельника.
«Конкурент» поинтересовался у нескольких молодых людей, а почему они решили посетить мероприятие. Самый частый ответ – «по приколу». Выяснилось, что для участников своеобразного празднования Дня памятников не столько важна была концепция моба, сколько возможность коллективного действа. Сам его автор, как оказалось, к идее сохранения главной «фишки» исторического Иркутска – памятников деревянного зодчества – относится без понимания. «Все носятся с «уникальным сибирским зодчеством» только в самой Сибири. Остальные думают, что это развалины», – считает он. Так что, судя по всему, «воспитывать» местным специалистам по охране историко-культурного наследия придётся не только инвесторов и своих младших коллег, но и остальную общественность Иркутска.