издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Точка в деле маньяка

Владимир Протасов осуждён на 27 лет колонии особого режима

Вчера Иркутским областным судом вынесен приговор Владимиру Протасову, насильнику и убийце 15-летней школьницы. С учётом неотбытой части наказания по предыдущему приговору преступник получил 27 лет лишения свободы. В деле маньяка, чей портрет долго не сходил с газетных полос и телеэкранов, поставлена наконец точка.

Изнасилование и убийство ребёнка, а потом и побег из-под стражи в одночасье сделали Владимира Протасова «героем» многочисленных публикаций и телесюжетов. Между тем криминальный образ жизни он ведёт как минимум с 2003 года. Именно в этом году он приехал в Иркутск в поисках работы, а поскольку трудоустроиться не смог, начал активно осваивать разбойное ремесло. Нападал в основном на девочек-подростков, иногда женщин, которых несложно напугать перочинным ножиком и отнять деньги. Правда, сумма наживы разбойника не радовала – часто приходилось удовлетворяться карманной мелочью. Местом «работы» Протасова стали три рощи – возле курорта «Ангара», в районе Академгородка и неподалёку от ночного клуба «Мегаполис». 

Уже в 2004 году преступник предстал перед Октябрьским судом Иркутска за четыре грабежа с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, и два разбоя с  оружием. Приговор  молодому человеку был условным: суд счёл, что исправление начинающего преступника возможно без отбывания наказания. Такой вердикт обычно даёт шанс одуматься, оставить криминальное ремесло, пока не поздно. Но это шанс для тех, у кого есть поддержка семьи, постоянная работа. У Протасова ничего этого не было, зато у него наблюдалось шизоидное расстройство личности. Как позже определила психолого-психиатрическая экспертиза, признавшая его вменяемым, «его поведение практически не поддаётся коррекции извне». Из здания суда парень вышел на улицу, где его никто не ждал, – и снова пошёл грабить с «верным другом» перочинным ножиком. 

Остановили его достаточно скоро: уже через четыре месяца Владимир Протасов опять выслушивал приговор суда, на сей раз Свердловского. И снова Фемида оказала ему доверие – даже несмотря на то, что насильственный грабёж и разбойное нападение условно осуждённый совершил в период испытательного срока. Что называется, доказал исправление своим примерным поведением. С очередным условным сроком, опять без средств к существованию, без работы и постоянного места жительства, со своими личностными проблемами парень оказался на свободе. И снова пошёл грабить, чтобы через пару месяцев оказаться на скамье подсудимых. «Сказка про белого бычка» всё-таки имела завершение: на этот раз Иркутский районный суд отправил его за колючую проволоку на 9 лет. Но через 5 его освободили условно-досрочно. 

После зоны грабителя-маньяка хватило всего на пару недель спокойной жизни. Он провёл их, можно сказать, в семейном кругу: в колонии Протасов познакомился по переписке с женщиной, после освобождения стал с ней сожительствовать. Но утром 11 сентября парень уже сходил с поезда в Иркутске: его потянуло в родные места. Первой жертвой маньяка в тот день стала 15-летняя школьница, которая гуляла по роще в Академгородке неподалёку от остановки «19-я школа». «Заработав» 30 рублей купюрами и около десятки мелочью, прихватив мобильник ребёнка, разбойник продолжил обход своих «владений». Следующим пунктом в его маршруте была роща возле курорта «Ангара». 

На следствии обвиняемый говорил, что в эти рощи его тянуло, потому что он знает там каждый кустик, каждую тропинку – так часто совершал туда набеги. Сожительнице Протасов рассказывал, что на самом деле совершил в этих местах 20 грабежей и разбоев. 

На следствии Протасов уверял, что насиловать и убивать ребёнка поначалу не собирался. Увидев школьниц, решил, как обычно, припугнуть их и отобрать деньги да сотовые телефоны. Метров около сотни он шёл за подружками, которые возвращались после уроков домой, в садоводство «Железнодорожник». Девочки жили по соседству и, хотя учились в разных классах, всегда дожидались друг дружку, чтобы было не так страшно идти по роще. 

На этой самой тропинке грабитель однажды уже совершал нападение. Теперь он надумал скопировать ситуацию, закончившуюся в прошлый раз благополучно. Схватил детей за шеи, протащил в глубь рощи, повалил на землю, отобрал у старшей сотовый телефон, спросил, есть ли деньги. Их не оказалось. После чего маньяк вышел за рамки привычного сценария. Возможно, потому, что был в состоянии алкогольного опьянения. 

На 12-летнюю Юлю он накинул куртку – не хотел, чтобы ребёнок видел сцену насилия. Когда 15-летняя Лера, услышав шаги прохожего, стала кричать и звать на помощь, преступник совсем потерял контроль над ситуацией. На следствии Протасов уверял, что школьница сама напоролась на нож, нечаянно – дескать, он только оттолкнул девочку. Но экспертиза, исходя из характера колото-резаной раны, нашла это маловероятным. Результаты исследований показали: перед тем как скрыться, насильник ударил ребёнка ножом в самое сердце. Восьмиклассница скончалась уже в больнице, а на месте преступления она ещё спрашивала врачей «скорой»: «Я ведь не умру?». 

Вернувшись в Улан-Удэ, по словам сожительницы, Протасов тяжело переживал случившееся, плакал, не объясняя причину своих слёз. Пытался даже наложить на себя руки, но она помешала. 

Даже когда после жестокого убийства ребёнка Протасов из обычных грабителей перешёл в разряд злодеев, правоохранительные органы внимания на его персону обращать не спешили. Пока дерзкий побег из изолятора временного содержания не поставил на ноги всю милицию области. Никто не мог понять, как такое стало возможным – сбежать из помещения с тюремным режимом, из-под носа у стражей порядка, открыть многочисленные замки и запоры, преодолеть все заграждения? 

Понять это невозможно потому, что мы не представляем уровня пофигизма служивых. А он явно зашкаливает, если учесть обстоятельства побега Протасова из-под стражи.  Дверь камеры он открывал даже дважды. С первой попытки не повезло: в это время как раз за ним пришли, чтобы везти на допрос. Сотрудник увидел, что замок не заперт, но, по словам перепугавшегося не на шутку Протасова, «не придал этому значения». А может, решил, что сам забыл запереть, и не стал бить тревогу. Когда заключённого после следственного действия вернули на место, на полу камеры он увидел проволочку, которая раз уже послужила ему отмычкой. Тюремщики не обратили на неё никакого внимания. Немудрено, что опробованная отмычка тут же пошла в ход.

Судья областного суда Виктор Метраков приговорил маньяка к максимальному сроку наказания

Дождавшись, когда дежурный отправился на обед, узник спокойно вышел в коридор. На его пути оказались, как и положено в изоляторе, капитальные металлические двери и серьёзные замки. Но «Сезам» открывался просто – пинком ноги. Тюремщики не видели нужды пользоваться запорными устройствами: двери оказались закрыты лишь на шпингалеты, как в деревенском сортире. «Я толкнул – они открылись», – рассказывал Протасов. Таким манером беглец справился со всеми пре-градами, встретившимися на его пути. Кстати, пока Протасов находился в Иркутском следственном изоляторе, учреждении Федеральной службы исполнения наказаний, психологи выдали ему характеристику: «Склонен к побегу». С этим ярлыком он и прибыл в ИВС при УВД Иркутска, где, однако, на предупреждения реагировать не привыкли. В ближайшее время следователем по особо важным делам  управления Следственного комитета при прокуратуре Павлом Приваловым будет предъявлено обвинение по статье 293 УК РФ «Халатность» дежурному сотруднику ИВС, допустившему побег опасного преступника.   

Беглеца искали буквально всем миром. Начальник ГУВД генерал-лейтенант Алексей Антонов заявил, что для милиции дело чести – найти сбежавшего преступника. Для поимки злодея был создан временный оперативный штаб, на поиски брошены более 500 сотрудников, запрошена помощь красноярских коллег. Но, как теперь выясняется, некоторые из поднятых по тревоге милиционеров под шумок сами начали мародёрствовать. Управлением Следственного комитета прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту незаконных действий двух сотрудников патрульно-постовой службы, которые на остановке общественного транспорта в Свердловском районе «проверяли подозрительных» так усердно, что у тех пропали деньги и сотовые телефоны. По словам старшего помощника руководителя СУ СКП Владимира Саловарова, «дяди Стёпы» были уволены из органов задним числом.   

Владимиру Протасову удалось скрываться целых три недели. Он скитался по электричкам и вокзалам, пытаясь добраться до родственников сначала в Черемховском районе, потом в Зиме, Тайшете, Красноярском крае. За это время милиция, которая действительно была повсюду, натыкалась на него много раз. Однажды к нему подошли в электричке и попросили представить документы. Сотрудник достал ориентировку, поднёс к лицу беглеца и, сравнив фото с оригиналом, сказал: «Не похож». В другой раз, уже в Тайшете, преступнику предложили пройти в отделение, чтобы установить личность, но в последний момент всё-таки отпустили – один из милиционеров куда-то сильно спешил.

На одной из красноярских станций Протасов украл сумку с продуктами и деньгами. Вора задержали – и отправили домой за паспортом. 

В Тайшете его обложили, как зверя. «Везде было много сотрудников милиции, – рассказывал он. – Меня дважды останавливали, спрашивали документы и отпускали». Облава продолжалась до тех пор, пока возле магазина на Протасова не наткнулся опер, который принимал участие в его задержании в Улан-Удэ. 

От него Протасов уже сбегал. После убийства девочки на преступника вышли очень скоро – не такой уж он был мастер заметать следы. Парень додумался подарить отнятый у девочки в роще Академгородка мобильник своей сожительнице. Увидев по телевизору фото убийцы сверстницы, ограбленная школьница вместе с мамой пришла в милицию. Когда краденый телефон зазвонил в столице Бурятии, туда срочно отправилась опергруппа из Иркутска.     

В МВД Бурятии Протасова дважды «приглашали для беседы». Но это «оперативно-розыскное мероприятие», естественно, не дало результатов. Как показал на следствии один из сыщиков: «Поскольку достоверных сведений о причастности Протасова к преступлениям не было, он был выпущен из виду, в связи с чем скрылся». Позже убийцу всё-таки задержали и доставили в Иркутск. 

Судья областного суда Виктор Метраков счёл достаточными представленные старшим следователем СО по г. Иркутску СУ Следственного комитета при прокуратуре Максимом Фоминым доказательства вины Владимира Протасова по двум разбойным нападениям, изнасилованию и убийству несовершеннолетней, а также побегу из-под стражи. На сей раз Фемида определила маньяку максимальный срок наказания.    

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры