Собиратель иркутских сокровищ
К 95-летию со дня рождения Алексея Фатьянова
Алексей Дементьевич ФАТЬЯНОВ (1915–2001) – директор Иркутского художественного музея с 1948 по 1978 год. Почётный гражданин Иркутска. Заслуженный работник культуры РСФСР. Член Всемирного совета музеев. Член Союза художников РСФСР.
Вся жизнь этого удивительного человека была связана с Иркутским художественным музеем. Именно ему обязаны иркутяне тем, что в городе существует один из самых крупных музеев России и крупнейший от Урала до Тихого океана. Его трудами небольшой провинциальный музей, открывшийся в 1936 году после выделения картинной галереи из состава краеведческого музея, в 1950–1970-е годы превратился в музей мирового искусства, который часто называют «сибирским Эрмитажем» по разнообразию его коллекций и «сибирской Третьяковкой» по особенно ценному собранию отечественного искусства.
Он прошёл трудный и яркий жизненный путь от простого мальчишки – сына сторожа-инвалида черемховской шахты, школьника, подрабатывавшего рекламой в родном городе, полуголодного студента Иркутского художественного училища, подсобного рабочего в музее до научного сотрудника музея, выпускника исторического факультета Иркутского государственного университета, директора, видного культурного и общественного деятеля Иркутска, стоявшего у истоков Общества охраны памятников и других культурных начинаний города, члена Всемирного совета музеев, в котором он представлял Сибирский регион.
Прекрасное иркутское собрание складывается уже 140 лет, начиная с первых покупок основателя музея В.П. Сукачёва. Самый яркий и бурный период формирования иркутской художественной коллекции после В.П. Сукачёва связан с именем Алексея Дементьевича Фатьянова, отдавшего любимому музею 50 лет (с 1935 по 1985 год).
К концу его деятельности собрание увеличилось в десятки раз – до 15 тысяч экспонатов. Источники поступления замечательных произведений самые разнообразные – от Государственного музейного фонда через Министерство культуры до подарков «фатьяновскому музею» известных столичных коллекционеров Ф.Е. Вишневского, Н.К. Величко, Ю.В. Невзорова и отдельных граждан, болеющих за сохранность художественных ценностей. Все они благодаря удивительной коммуникабельности Алексея Дементьевича навсегда становились друзьями иркутского музея. Только за два года – 1948 и 1949 – начинающий директор привёз из Москвы в Иркутск произведений больше, чем директора всех российских музеев, вместе взятые. Руководитель далёкого сибирского музея ежегодно выезжал в столицу, умея оказаться в нужном месте в нужное время, например, при расформировании знаменитого музея скульптора А.С. Голубкиной и Загорского историко-художественного музея-заповедника, откуда привёз большое количество первоклассных работ. Важнейшим событием в истории музея стала первая выставка из частных собраний Иркутска, придуманная и организованная Алексеем Дементьевичем в 1948-1949 гг. На ней была представлена живопись, графика русских и западно-европейских мастеров. После её завершения многие из работ были подарены музею. Благодаря его художественному чутью и независимости попало в Иркутск в 1952 году со Всесоюзной выставки опальное, а ныне знаменитое полотно А.А. Пластова «Ужин трактористов» (1951 г.), от которого в своё время отказались даже центральные музеи страны.
Эти годы вся история музея делалась его руками: расширялись площади, создавались библиотека и архив. В 1952 году музей переехал в новое здание по ул. Карла Маркса, 23. Здесь он находился до 1975 года, когда после долгих и героических усилий А. Фатьянова музей занял прекрасный особняк начала 19 века по ул. Ленина, 5. Здесь разместились постоянная экспозиция, фонды, реставрационная мастерская, библиотека, архив, а в старом здании, которое он сумел оставить за музеем, были устроены выставочные залы, что давало возможность организации полноценных выставок, как местных, так и приезжих. Именно он настоял на реконструкции собора Богоявления и передаче его музею для отдела сибирского искусства. В последние годы руководства музеем А. Фатьянов ставит вопрос о реконструкции усадьбы В.П. Сукачёва.
Благодаря его усилиям в Иркутске был открыт филиал Московских реставрационных мастерских имени художника и реставратора, историка искусств И.Э. Грабаря. С 1975 по 1978 год иркутский филиал возглавлял Алексей Дементьевич, что не мешало ему оставаться на посту директора художественного музея. Филиал успешно обслуживал все музеи от Урала до Тихого океана, возвращая к жизни произведения искусства. После его закрытия квалифицированные реставраторы были приняты новым директором Е.С. Зубрий в штат. Так появилась в музее собственная реставрационная мастерская.
Велика роль А.Д. Фатьянова как исследователя и историка искусства Сибири, Иркутска. Он начал свои поиски в 1950-е годы, когда библиографическая база по сибирскому изобразительному искусству отсутствовала. Не было и теоретической разработки целых пластов изобразительного искусства (прежде всего провинциального). Его книги «Иркутский художественный музей» (1958 г.), «Судьба сокровищ» (1967 г.), «Загадка старой картины» (1974 г.), «Иркутские сокровища» (1985 г.), «Владимир Сукачёв» (1990 г.), «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии» (1995 г.) – это яркие вехи на пути изучения коллекции художественного музея, который вместе с тем хранит и лучшую в России коллекцию сибирского искусства (её сформировал А.Д.Фатьянов – от первобытного искусства до современности). Он собрал крупнейшую в России коллекцию сибирского портрета. «Постепенно стала созревать идея извлечь из забвения и сделать научным и общекультурным достоянием сибирский портрет – неотъемлемую часть русского искусства» (А.Д. Фатьянов. «В поисках сибирских портретов». Статья в альбоме-каталоге «Сибирский портрет XVIII – начала XX века в собраниях сибирских музеев». Издательство АРС, Санкт-Петербург, 1994 г.).
Невозможно перечислить его статьи в местных и центральных журналах и газетах по вопросам изобразительного искусства, столичного и местного.
Чтя заветы Алексея Дементьевича Фатьянова, музей продолжает развивать его собирательскую и пропагандистскую политику.
Иркутск не забывает своих замечательных людей. В сибирском филиале музея на улице Карла Маркса, где Алексей Дементьевич проработал директором 25 лет, открыт его мемориальный кабинет, а на фасаде здания укреплена мемориальная доска.