Байкальский «бродвей»
В Иркутском музыкальном театре им. Н. Загурского – премьера, и вновь мюзикл. Право слово, зрители уже приучены к этому названию и к этому жанру. Правда, для неискушённого зрителя не совсем ясны отличия музыкальной комедии или оперетты от мюзикла, и, быть может, только запредельные килогерцы музыкального сопровождения дают нам внешние и, честно говоря, болезненные для нормального человеческого слуха ощущения современного мюзикла. Но не в этом суть.
Сегодняшний премьерный мюзикл повествует о преступной банде, которая сформировалась в Америке в период Великой депрессии и основу которой составили вор со стажем Клайд и его подружка, мечтающая прославиться на всю страну и любым способом, – Бонни. Сюжет, в большей степени состоящий из эпизодов деятельности банды, представляет несомненную сложность для создания цельного динамичного представления. Сложность для постановщика представляет и необходимость отыскать в перипетиях сюжета хотя бы малую толику благородной объективности избранного героями пути. Сразу хочу отметить, что в самих героях этого нет, и если рассматривать новый мюзикл только замыкаясь на них одних, то возникает большое сомнение в необходимости героизации бандитов. В этом смысле на память приходят «Трёхгрошовая опера», «Генералы песчаных карьеров» (список можно продолжить), но там значительная часть была посвящена прекрасной лирике, действительно объективной причине возникновения преступного мира, обаятельности главных героев и удивительно хорошей музыке.
Мюзикл «Бонни и Клайд» осуществил на сцене музыкального театра российско-французский творческий ансамбль. Режиссёр спектакля – представитель искусства Франции А. Бонштейн – героически собрал воедино все эпизоды либретто и сделал крепко скроенное, динамичное, порою волнующее и порою эффектное зрелище. А. Бонштейн не склонен в своей режиссёрской манере к эффектам, ему ближе бродвейский стиль постановок, в этом спектакле он его воспроизводит столь явственно, как будто под увеличительным стеклом, поэтому на сцене театра как будто работает бродвейская труппа. И ничего двусмысленного, никакого французского налёта, только Америка со всеми её особенностями, позами, интонациями и эффектами без аффектации. И, конечно, костюмами, которые для актёров мюзикла созданы Ж. Верзье (Франция).
Безусловно, велика роль сценографии в характере и в атмосфере спектакля. Она лаконична, быстро трансформируема, основывается на единичных выразительных деталях и в сочетании с удивительно ярким выразительным видеорядом изначально и на всём протяжении мюзикла определяет тот высокий накал страстей и ту грозовую безысходность, которые закономерно приведут героев к трагическому финалу. И в этом несомненный талант автора сценографии и видеоряда А.Тарасова.
Танцы в мюзикле лишены какой-либо сценической самостоятельности, они являются ещё одним отражением образной характеристики и в виде скорее подтанцовочек также несут ярко выраженный характер бродвейских постановок. Их осуществил сам режиссёр А. Бонштейн, очевидно, тем самым застраховав себя от других хореографических решений.
В роли Бонни мы видели актрису театра Ю. Пихтину, в роли Клайда – артиста Е. Алёшина. Они убедительно рисуют трагический путь своих героев, их активно формирующееся на глазах зрителя ожесточение. Нет, они не Робин Гуды, борющиеся с социальной несправедливостью. Им просто доставляет удовольствие каждый бандитский налёт, и тем они удовлетворяют своё призрачное, но такое притягательное преимущество в этом непростом житейском мире. И, право, очень сомнительна искренность их личностных взаимоотношений, ведь показательно желание Бонни оставить Клайда и отправиться на свидание к маме, которую, похоже, единственную, любит Бонни, но о которой она не беспокоилась на протяжении их с Клайдом приключений. Артисты пытаются создать привлекательность своих героев, в редких эпизодах это удаётся, но перекрывают озлобленность, преступность поведения, щедро обо-
значенные в мюзикле. Бонни и Клайд погибают, от-вергнутые обществом и законом, отсутствием высокой мотивации своего существования. И хочется верить, что в этой гибели – неизбежный показательный приговор асоциальному поведению и что ради этого был задуман и осуществлён на сцене музыкального театра спектакль-мюзикл «Бонни и Клайд».
Отличительной особенностью премьерного мюзикла является его музыкальная насыщенность: прозаический текст почти отсутствует. Музыка композитора Б. Поли органично вплетается в действие, чётко отражает особенности сюжета, а её аранжировка главным дирижёром театра Н. Сильвестровым усиливает и красочно обозначает особенности американской музыки с ощутимым реверансом в сторону джазовых интерпретаций. И в этом Н. Сильвестров, несомненно, мастер. Но если бы ещё хоть чуть-чуть смикшировать чудовищную громкость музыкального звучания, осуществляемого симфоническим оркестром театра совместно с рок-группой «EXTROVERT»!
Мюзикл «Бонни и Клайд» весьма условно содержит положительные персонажи: в какой-то мере это главный борец с бандитами Фрэнк Хэймер (народный артист РФ В. Яковлев), женщина из народа (И. Мякишева), бессловесные мать Клайда (В. Ермошкина) и мать Бонни (А. Сазыкина).
Новая премьера музыкального театра – явление весьма примечательное. Сколько я помню, в практике театра ещё не было постановок с привлечением творческих работников из-за рубежа, если не считать наших людей, живущих теперь в Израиле. Постановка мюзикла «Бонни и Клайд» является его первой премьерой в России и приурочена к проходящему Году Франции в нашей стране. Это приятно! Но в моей призрачной фантазии критика возникает ещё более приятная иллюзия возможной постановки в Год Франции, скажем, французской оперетты с шикарным французским сюжетом франко-иркутскими творческими силами.
На снимке: сцена из мюзикла
Фото Игоря СИРОХИНА