издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вячеслав Эглит: «Мы будем контролировать происходящее»

В этом году в Иркутской области ожидается «большая вода». Готово ли региональное управление МЧС к паводку – с этим вопросом мы обратились к начальнику регионального управления МЧС по Иркутской области Вячеславу Эглиту.

– Вячеслав Эдуардович, какова сегодня ситуация на реках Иркутской области? 

–  Метеорологи уже предупредили, что прошедшая зима среди самых холодных за последние сто лет. Морозы, обильные снегопады, накопленные снежные запасы, большая толщина льда на реках и водоёмах – всё это достаточно тревожные факторы.

Мы прогнозируем, что сложная ситуация может возникнуть в Тайшетском, Жигаловском, Катангском, Качугском, Киренском, Усть-Кутском и Казачинско-Ленском районах. Всего в зоне подтопления могут оказаться 75 населённых пунктов, в которых проживает около 20 тысяч человек.  Под угрозой подтопления могут оказаться 19 промышленных объектов, 12 мостов и 113 км автодорог областного и муниципального значения. 

Нашими специалистами разработан комплексный план проведения противопаводковых мероприятий, который предусматривает конкретные меры в каждом потенциально опасном районе. В зависимости от ситуации производится отсыпка защитных дамб, чернение льда на участках, чреватых заторами, очистка водопропускных сооружений. В местах, где заторы будут образовываться, будем разрушать их взрывами. При возникновении чрезвычайных ситуаций для проведения спасательных  и аварийно-восстановительных работ мы сможем задействовать порядка десяти тысяч человек, более полутора тысяч единиц техники, в том числе три вертолёта.

По состоянию на 5 апреля на территории области проведены мероприятия по распиловке 8,5 км льда, а также по чернению 6800 кв.м. В ближайшее время планируется начать проведение взрывных работ. Первая оперативная группа выдвинется в Тайшетский район ориентировочно 12 апреля и будет работать в районе Сереброво, Джогино и Старого Акульшета. Взрывные работы запланированы в Усть-Кутском, Жигаловском, Катангском, Качугском, Казачинско-Ленском районах. На территориях Киренского, Катангского и Мамско-Чуйского районов при проведении взрывных работ специалисты и взрывчатка к месту подрыва будут доставляться вертолётом. Всего рассчитываем использовать 10 тонн взрывчатых веществ. Развития ситуации по наихудшему варианту постараемся не допустить.

– Достаточно ли финансирования для проведения всего объёма работ?

– Вопрос финансирования противопаводковых мероприятий болезненный. На проведение комплекса работ необходимо 6 млн. 850 тыс. рублей. Это тот минимум, ниже которого мы опускаться не можем. Уже сейчас ясно, что с учётом всех факторов для полноценного и качественного проведения мероприятий по предотвращению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных весенними паводками, этой суммы недостаточно. Мы обратились с просьбой увеличить ассигнования и лимиты на 4 млн. 910 тыс. рублей в министерство имущественных отношений Иркутской области и проинформировали об этом соответствующим письмом областную прокуратуру.

В целом же хочу отметить, что в течение четырёх лет мы не допустили ни одной чрезвычайной ситуации, связанной с паводками, несмотря на то что предпосылки были. Уверен, что и сейчас мы сможем контролировать происходящее и не допустим развития ситуации до чрезвычайной. Статистика на нашей стороне: анализ чрезвычайных ситуаций в Иркутской области за ряд лет показывает, что их количество неуклонно снижается. Например, по сравнению с 2006 годом общее количество ЧС сократилось в 6,8 раза. Если четыре года назад на территории области произошло 89 ЧС, то в 2009 уже 13. Положительная динамика налицо. Удалось значительно сократить и количество погибших при ЧС, по сравнению с 2006 г. эта цифра уменьшилась в 16,6 раза. Четыре года назад погибло 216 человек, в 2009 –  13.

Конечно, Иркутская область регион вообще непростой. Это и сложные географические характеристики, и наличие крупных производственных объектов. Однако главная наша проблема – это недостаточное финансирование областных программ, направленных на обеспечение безопасности.

Например, в 2006-2007 годах разработана программа пожарной безопасности, для её реализации определён объём финансирования в размере 680 млн. рублей. После пересмотра расходных обязательств бюджета финансирование сокращено до 280 млн. рублей, а по факту и эта сумма профинансирована на 20%. Результат не замедлил сказаться, по ряду показателей Иркутская область оказалась худшей в Сибирском федеральном округе. В программу входило, например, оборудование пожарно-охранной сигнализацией образовательных учреждений. В результате неполного финансирования программы из 350 школ Сибири, не оборудованных такой сигнализацией, 212 находятся на территории Иркутской области.

Некоторые программы, например целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий от ЧС», предусматривающая комплекс мероприятий по защите населения и территорий области от различного рода чрезвычайных ситуаций, в Иркутской области отсутствуют.

– Неужели действительно существует связь между наличием документа и, например, пожарной безопасностью? Бумагой пожар не потушишь…

– Там, где планомерная работа по предотвращению чрезвычайных ситуаций ведётся, это приносит результаты. В Сибирском федеральном округе, например в Кемеровской области, власти уделяют серьёзное внимание подготовке территории к зиме, выделяются необходимые финансовые средства, создаются запасы резервных источников электроэнергии. В Кузбассе есть, например, мобильные котельные – установки, которые перевозятся к месту ЧС на трейлере, монтируются за считанные часы и обеспечивают до 60 квадратных метров жилья теплом в течение 4–5 суток. Последствия даже серьёзной аварии можно оперативно минимизировать. 

Нам, к сожалению, о таких возможностях остаётся только мечтать. У нас главный резерв – это личный состав, который трудится на износ. В феврале мы две недели работали по усиленному варианту несения службы, усиление было снято только 24 февраля. При проведении профилактических мероприятий было задействовано около 270 человек, сотрудники находились на службе с утра до 22 часов. Государственными инспекторами по пожарному надзору проверено 4200 жилых домов, выявлено около 3 тысяч нарушений законодательства о пожарной безопасности, к административной ответственности привлечено  439 домовладельцев, 47 должностных и 13 юридических лиц управляющих компаний. 

Каждое наше постановление – это предотвращённый пожар. Но заработная плата наших сотрудников, которые содержатся за счёт областного бюджета, на 25% ниже денежного довольствия наших федеральных коллег. В результате идёт отток квалифицированных кадров из областных подразделений, а это рано или поздно скажется и на нашей с вами безопасности. А территория Иркутской области лишь на 70% прикрыта пожарно-спасательными подразделениями, в 426 сельских населённых пунктах пожарных формирований нет вообще. То есть 118 тысяч жителей, проживающих в этих населённых пунктах, иначе говоря – 30% населения, не обеспечены с точки зрения пожарной безопасности.

Нужно изыскивать финансовые ресурсы, и делать это на уровне бюджета субъекта федерации, на уровне муниципального бюджета, и не забывать о финансировании пожарной безопасности на предприятиях.

Нужно отметить, что по линии федерального бюджета финансирование поступает стабильно. Уделяется должное внимание техническому оснащению подразделений МЧС, появляется новая современная техника для пожаротушения. За счёт федерального бюджета ежегодно мы получаем не менее  десятка машин, в том числе плавсредства.

В прошлом году на базе ГУ МЧС России открыт Центр управления в кризисных ситуациях, который призван координировать деятельность всех структур в случае возникновения ЧС или при её угрозе.

Опробуем мы и новые методы работы с населением, например, системы уличного оповещения. Один из элементов этой системы – плазменный монитор, установленный в районе Центрального рынка Иркутска, по которому транслируются информационные и обучающие ролики по действиям в чрезвычайных ситуациях.

– Как вы оцениваете психологическую готовность населения к поведению в чрезвычайной ситуации?

– Одна из задач, которые стоят перед нами сегодня, – это переломить менталитет, существующий в обществе. У каждого, будь то гражданин или руководитель предприятия, где-то на уровне подсознания существует надежда на авось. Вот этот стереотип необходимо сломать. Обращусь к громким ЧП, произошедшим в России недавно: аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, пожару в ночном клубе в Перми. И в том и в другом случае существовали чёткие нормативные акты, требующие принятия необходимых мер. И люди, ответственные за безопасность, имели представление о том, что если ситуация выйдет из-под контроля, то последствия будут ужасны. Но ответственные руководители нашли для себя какие-то отговорки, аргументы – а может быть, проявили и преступную легкомысленность. Результат известен.

Образованный человек не просто имеет представление о культуре поведения за столом, он руководствуется им машинально, не задумываясь, в какой руке вилку держать. Точно так же должна быть «культура безопасности», человек должен понимать: то или иное действие или бездействие, в зависимости от ситуации, может повлечь за собой опасные последствия не только для него, но и для окружающих. Грубо говоря, если вы вставляете в электрический счётчик самодельный жучок из проволоки вместо плавкого предохранителя, то должны понимать, что беда придёт не тогда, когда инспектор пожарного надзора штраф выпишет, а когда проводка не выдержит и дом полыхнёт. Пока же в сознании большинства россиян понятие «культура безопасности» размыто. И самое печальное, что зачастую это пустой звук не только для обывателя, но и для руководителя предприятия. Нам нужно кардинально менять отношение к вопросам собственной безопасности.

Кстати, действующее законодательство мысль о необходимости совместных усилий – как власти, так и рядовых граждан – поддерживает. В Федеральном законе № 69 «О пожарной безопасности» ясно обозначено, что руководитель должен организовывать противопожарные мероприятия, а граждане должны их соблюдать. Кроме того, ФЗ-64 «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» чётко прописывает полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, а также права и обязанности населения в этой области. Если из этой выверенной самой жизнью цепочки выпадает хотя бы одно звено, все усилия другой стороны могут попросту сойти на нет.

Я надеюсь, что власти Иркутской области вопросам безопасности будут уделять больше внимания. В настоящее время губернатор Иркутской области лично возглавляет комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Полагаю, порядок будет.

[width=»100%» title=»Из досье «СЭ»»]Эглит Вячеслав Эдуардович родился 20 марта 1962 года в городе Ачинске Красноярского края. Образование высшее военное, окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. 
По окончании училища проходил службу в Дальневосточном военном округе. В ноябре 1989 года был переведён в систему войск гражданской обороны, где прошёл путь от старшего офицера инженерно-технического отдела штаба гражданской обороны Красноярского края до первого заместителя начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Красноярского края. 
В 1995 году участвовал в спасательных операциях в составе Территориального управления МЧС России в Чеченской Республике. Указом Президента Российской Федерации награждён орденом «За военные заслуги». 
В 2000 году окончил Академию гражданской защиты. 
В январе 2005 года назначен на должность начальника Главного управления МЧС России по Республике Бурятия. 
В ноябре 2005 года назначен на должность начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области. Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 2003 г. № 647 Эглит В.Э. присвоено воинское звание генерал-майор. 
Имеет большой опыт руководства территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 
За мужество и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях, и высокие личные показатели в служебной деятельности Указом Президента РФ награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры