Назад в СССР
В прокат выходит новый фильм Гарика Сукачёва «Дом Солнца»
Это третий фильм Сукачёва-режиссёра – после дебютного «Кризиса среднего возраста», прозвучавшего достаточно громко и даже взявшего призы на кинофестивалях, и незаметно прошедшего «Праздника».
«Дом Солнца» – история любви молодых людей на фоне эпохи 70-х, рассказ о московских хиппи. Кто любит мелодраму, фильмы про Ромео и Джульетту, кому интересно вспомнить молодость, увидеть кино про советских хиппи, длинноволосых, фарцовщиков, тому дорога в кинотеатр. Больше о содержании ни слова. Смотреть или не смотреть – каждый решает сам.
В главных ролях Светлана Иванова (Саша) и Станислав Рядинский (Солнце). На счету 24-летней Светланы, выпускницы ВГИКа (мастерская народного артиста России Игоря Ясуловича), уже три десятка фильмов: «Франц+Полина», «Отец», сериалы «И всё-таки я люблю», «Одна ночь любви», «Журов». Недавно на Первом канале прошёл сериал «Вербное воскресенье», где она сыграла балерину Оксану Лепину. Сейчас актриса снимается на «Ленфильме» у мэтра отечественного кинематографа Виталия Мельникова в полнометражной ленте «Львы, орлы и куропатки», рассказывающей о А.П. Чехове, его любви к петербургской писательнице Лидии Авиловой, которую играет Светлана. Рядинский, актёр театра «Ленком», проснулся знаменитым после роли молодого писателя Ганса Христиана Андерсена в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».
Сукачёв занял в картине Дарью Мороз, Ивана Стебунова. Небольшие роли достались Михаилу Ефремову, Нине Руслановой, Чулпан Хаматовой, Евдокии Германовой, Никите Высоцкому, Ивану Охлобыстину, Алексею Панину, Ивану Кокорину.
Долгая-долгая дорога к зрителю
Сначала, в 1994 году, появилась повесть Ивана Охлобыстина «Дом восходящего солнца». Это Сукачёв рассказал другу романтическую историю и хотел снять по ней фильм. Но лишь спустя годы сам приступил к написанию сценария вместе с Натальей Павловской. На это понадобилось шесть лет. Вышла книга. Чтобы узнать, далёк ли фильм (на съёмки которого ушло ещё несколько лет) от первоисточника, надо, как говорит Сукачёв, прочитать обе книги.
На премьерный показ в Петербург вместе с режиссёром прибыли директор киностудии им. Горького Станислав Ершов (там снимался фильм), Светлана Иванова и Иван Макаревич. Иван, копия своего знаменитого папы (минус 30 лет), сыграл его в картине в эпизоде: неизвестная ещё «Машина времени» выступает в подмосковном ДК, молоденький Макаревич – лидер группы. Иван, с длинными волосами и в шляпе а-ля семидесятые, признался, что в фильме поёт под фонограмму отца.
Сукачёв, которого многие называют «Гарик Иванович», рассказал, что картина уже год как готова, планировалось показать её в декабре прошлого года, на его 50-летний юбилей. Не получилось. Только сейчас она выходит в прокат (400 копий на страну) и на DVD.
Под крики зрителей «Браво!», «Спасибо!» началось общение с создателями картины. Кто-то признался, что плакал в финале. Кто-то вспомнил, как хипповали в студенческие годы, когда учились на филфаке ЛГУ, как рванули в Таллин (а герои фильма – в Крым, к морю). «Такой ностальгией пахнуло! До слезы…». Кто-то убеждал, что хиппари не носили в то время комсомольские значки на джинсовой курточке. Сукачёв сообщил: «Огромное количество консультантов работало на фильме, чтобы воссоздать время наиболее точно. Самый замечательный консультант – Владимир Теплышев, старейший московский хиппи Дзен Баптист, у нас он сыграл роль гуру. К сожалению, в прошлом году Володя скончался…».
В фильме звучит много музыки. Известный музыкальный обозреватель Артемий Троицкий помогал Сукачёву составить хит-парад звучавших в те годы песен. Правда, часть зрителей, живших в «золотые 70-е», посчитала, что с хитами промахнулись: совсем не те песни, группы повально слушали тогда, не «Калиновым мостом» заслушивались миллионы. Считая, что молодому зрителю должен быть близок и понятен язык киногероев, в фильме совместили сленг сегодняшний с тем, что был в ходу у молодёжи СССР. Было над чем задуматься и художникам по костюмам.
Для лучшего вхождения в образ накануне съёмок в 2006 году режиссёр отправлял молодёжь в романтическое путешествие «Москва – Питер», «по следам своей молодости». Деньги для поездки собирали на Арбате выступлениями. «В Петербург добирались на перекладных, пересаживаясь с одной электрички на другую, ели в вокзальных буфетах, – вспоминает Светлана Иванова. – Было здорово!».
Перед фильмом идёт киножурнал «Новости дня» 1974 года. Как «разогрев». Наверное, для того, чтобы мы окунулись в эпоху, вспомнили – кому есть что вспоминать, и прочувствовали, прониклись – те, кто тогда ещё и не родился. Брежнев на трибуне, молодые строители БАМа, школьники в пионерских лагерях… «Я «подрезал» журнал, оставил самое интересное», – скажет потом Сукачёв.
Было или не было?
Вот в чём вопрос! «Дом Солнца» непременно будут сравнивать со «Стилягами». Хотя здесь – хиппи, 70-е, а там – стиляги, 50-е. Всё одно: герои-неформалы, те, кто не хотел «быть как все», не вписывался в «систему». Фильм Валерия Тодоровского, названный российскими киноакадемиками лучшим фильмом 2009 года, вызвал много споров, неоднозначных откликов как профессионалов, так и простых зрителей, для которых, собственно, и снимался. От оценок «гениальный», «событие» до «провал», «антисоветский», «худший, бездарный». Те, кто считает себя настоящими стилягами 50-х, видели в картине изъяны, недочёты, фактические ляпы, возмущались: «абсурд!», «такого просто не было», «полное незнание истории стиляжества, сплошная фальшь», «не верю!». Интересно, что будут говорить бывшие хиппи 70-х, ныне добропорядочные отцы (и матери) семейств, разменявшие шестой десяток, посмотрев творение Сукачёва? Было так? Или не так? Будут ли делать скидку на то, что всё-таки фильм не исторический, не документальный и художник имеет право на вымысел, на «своё кино»?
На традиционный для Гарика Сукачёва вопрос «Будете ещё снимать фильмы?» последовал ответ: «Буду! Я занимаюсь этим 15 лет. Режиссура – тяжёлый мужской труд, не хобби. Есть у меня два сценария, которые хотелось бы поставить…».