Отцы и дети
Конечно, не о тургеневских «Отцах и детях» хочу повести разговор – о сегодняшних детях и отцах. Вот выступают по телеканалам известные люди. Пугают нас действительно страшными цифрами растущей смертности, брошенных детей, алкоголиков и наркоманов. К сожалению, умные ораторы правы: разгул пьянства – реальная угроза всему обществу. Но на этом тёмном фоне не менее сложная проблема отходит на второй план. По всем статистическим выкладкам, россияне не только больше всех потребляют алкоголя (18 литров спирта на человека), но и держат печальное первенство по числу разводов. А ведь массовый распад семей не менее опасен, чем хронический алкоголизм. К чему призывы поднимать экономику, культуру, науку, к чему мечтать о здоровье нации, одним словом, крепить государство, если распадается его основа – семья?
Я не социолог, но, как мне кажется, проблема разводов не может решаться прямолинейно просто. Мол, уничтожим существующий в стране опасный разрыв между богатыми и бедными, обеспечим каждой семье достойный уровень существования – и семья станет крепче.
Сейчас распадаются почти две трети браков. Как правило, в большинстве семей супруги в самой счастливой поре: в возрасте от 25 до 50 лет. В своё время Владимир Маяковский объяснил такое крушение образно и лаконично: «Любовная лодка разбилась о быт». Да, конечно, у каждой отдельно взятой семейной трагедии – свои истоки. Однако, суммируя, их можно перечислить: пьянство, распад нравственных устоев, погоня за «синей птицей» карьерного успеха или наживы. Кстати, в таком совращении немалую роль играет и телевидение.
Но, перечисляя горькие причины гибели иллюзий семейного счастья, мы, на мой взгляд, забываем про ещё одну – «погоду в доме». От того, как складывается семейный «микроклимат», зависит многое. Чем он благоприятнее, тем больше у семьи шансов спастись от шторма, бушующего за стенами её дома. Я берусь утверждать, исходя из наблюдения за семьями моих знакомых: доброй погоде сопутствуют старики, живущие вместе со взрослыми детьми.
Знаю, многие на меня ополчатся. Ведь утвердилось прямо противоположное мнение: «отцы» и «дети» должны жить врозь. Пожилых людей пугают: не вздумайте оставаться под одной крышей с молодыми – унизят, закабалят, попрекнут куском хлеба. Молодых и стращать не надо: они сами готовы и рады жить отдельно. Вот только отдают ли те и другие отчёт самим себе в том, как они нужны друг другу!
Разве так уж мало стариков, стремящихся посвятить оставшиеся годы своим детям, внукам, правнукам? Разве по части здравого взгляда на жизнь и разумного оптимизма «старичьё» не даёт фору молодёжи? Почему-то поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает» прижилась у нас только с горьким привкусом. Хотя, конечно, стоит только захотеть – и горькие «плоды» тут же найдутся. Но смею утверждать: там, где цепочка нравственных ценностей от отцов к детям не прервалась, «яблоня» приносит добрые, здоровые плоды. Совсем не все старики «выжили из ума»; у очень многих из них сохранён трезвый, ясный взгляд на окружающий мир. Бабушки и дедушки в доме не только помощники по хозяйству, хотя и такое участие в семейных делах немалого стоит. Они – источник тепла, заботы, любви к самым младшим в семье, к тем, кому хронически недостаёт родительского тепла. А многие из стариков ещё и работают по мере сил, внося в семейный бюджет свою лепту.
Что ни говорите, а плюсов за совместное проживание «отцов» и «детей» больше, чем минусов. Тот, кому хочется считать минусы, пусть считает. Пусть даже скептики упрекают стариков в том, что они, мол, современных ценностей не понимают и надоедают своими моральными проповедями молодым, которые увлечены сомнительными соблазнами нынешних реалий. Упрекать ведь всегда легче, чем пытаться понять старшего по возрасту собеседника, внять его голосу и прислушаться к его мнению. Было бы иначе, и разводов, я полагаю, стало бы меньше. По крайней мере, к ним не относились бы так легко и буднично, как относятся сейчас. Ну подумаешь, «разок сходила замуж – что особенного?»; ну подумаешь, обездолил своих детей, сэкономив на алиментах, так разве зря поётся в популярной песенке: «Танцуй, пока молодой»?
Я готов скептикам возразить: семьи, в которых благодаря живущим в них старикам царит добрый климат, куда крепче и надёжнее тех, из которых они, то есть старики, «съехали». Не потому ли, что семейный уклад традиционно создавался веками; не потому ли, что стариковская мудрость способна и сегодня цементировать отношения молодых?
К сожалению, большинство пожилых людей доживают свой век в одиночестве, страдая от него. Мужчины, как мне кажется, страдают острее своих ровесниц, более привычных к жизненным передрягам. Но пристанище у родных детей и те и другие находят редко. Хорошо, если связь с детьми поддерживается по телефону. Но чаще бывает так: с глаз долой – из сердца вон. И в этом – жёсткая несправедливость, роковым образом влияющая на нравственный климат в обществе.
Теперь несколько слов о сугубо личном. Когда я овдовел, дети предлагали мне жить вместе. Но я в стремлении поймать призрачное новое «счастье» отказался. Теперь осознал: большей радости, чем та, что может быть дарована общением с родными детьми, не бывает, и моё стариковское счастье в том, чтобы с ними провести остаток дней. К сожалению, это понимание пришло ко мне поздно. Я так и не приплыл в спокойную родную гавань. Может быть, суровый урок, преподанный мне жизнью, послужит предостережением для других?