Никто не обещал, что будет просто
Март 2010 года был чётко и почти поровну разделён на две части – до единого дня голосования 14 марта и после него. Нужно отдать должное: сделав в декабре прошлого года выбор в пользу выдвижения кандидатуры Сергея Серебренникова на пост мэра Иркутска, губернатор Дмитрий Мезенцев оказал ему всю возможную поддержку, поставив на кон даже собственный авторитет и политический вес. Результат, как известно, оказался совершенно не тот, которого ожидали губернатор и региональное отделение партии «Единая Россия», поддержавшее Сергея Серебренникова, однако губернатор сумел выдержать этот удар и уже через два дня после официального оглашения итогов встретился с Виктором Кондрашовым.
Насколько непросто сейчас приходится губернатору, можно понять, сопоставив сказанное на этой встрече с новым мэром Иркутска и сделанное в течение месяца в Ангарске. Пообещав Виктору Кондрашову сотрудничество и совместное участие в подготовке к 350-летию Иркутска, губернатор заявил: «Областное правительство не собирается вмешиваться в практическую деятельность по управлению городским хозяйством, ответственность за результаты которой лежит на мэре и администрации города». Трудно, конечно, представить, что новый мэр и его команда (о которой до сих пор ничего не известно) за короткий срок развалят успешно функционирующую систему до полной недееспособности, но, как показывает практика, от статуса «тишь до гладь» до предвестия народного бунта иной раз дистанция минимальная.
Рабочая группа под руководством первого заместителя губернатора Юрия Параничева, занимавшаяся исследованием ситуации в Ангарске, завершила свою работу 15 марта. Отчёт мэра города Леонида Михайлова перед горожанами, на необходимости которого настаивали областные власти, состоялся 19 марта и не удовлетворил ни чиновников, ни горожан. Заседание городского актива, в котором 24 марта принимал участие губернатор, тоже не разрядило напряжение и закончилось (по факту, а не по хронологии событий) фразой одного из участников: «Посадки будут?». Понятно, что речь шла не о сельхозработах (которые в Ангарске тоже под вопросом – при нынешнем состоянии городского бюджета администрация может отказаться, например, от финансирования льготного проезда на пригородных автобусах), а о расследовании деятельности чиновников на уровне прокуратуры. Положительный ответ напрашивался по многим эпизодам, но так и не прозвучал, поскольку никто не вправе подменять собой следствие и суд и выносить решения заранее. Ангарские активисты, организовавшие неслыханную доселе серию из восьми митингов и трёх больших собраний, тем не менее свой приговор вынесли и сейчас планируют проведение очередного митинга на начало апреля.
Отказавшись от вмешательства в дела одного муниципалитета, губернатор вынужден принимать самое деятельное участие в функционировании двух других – Ангарского городского и Ангарского районного. Убедившись, видимо, в нерациональности двухступенчатой структуры «город – район», Дмитрий Мезенцев согласился с мнением рабочей группы, которая, как нейтрально сказано в сообщении пресс-службы областного правительства, «пришла к выводу о необходимости проведения референдума по вопросу преобразования двух муниципальных образований в один округ». Одна эта фраза опровергает всю практику работы трёх предыдущих губернаторов, которые участвовали в создании двухступенчатой системы и так старательно охраняли её, что даже отказались от проведения референдума в Шелеховском районе. Если сейчас Ангарск создаст прецедент и будет доказано, что система, состоящая из городского округа и включённых в него сельских поселений, работает более успешно, то как минимум Братск, Шелехов и Усть-Илимск могут потребовать проведения такой же реформы на своей территории. И одна только экономия на зарплате мэра района и его чиновников вскоре окупит любые расходы на проведение референдума.
Практически в режиме «ручного управления» под личным контролем губернатора находится и ситуация в Байкальске. Кажется, впервые с момента своего назначения, 27 марта Дмитрий Мезенцев не только принимал участие в митинге, но и выступал перед восемью сотнями жителей города. В очередной раз действуя вопреки сложившимся правилам, губернатор рассказал горожанам, что проект развития города заказан «Иркутскгражданпроекту» не муниципалитетом, а областным правительством – возможно, хотя бы это заставит проектировщиков уложиться в установленные сроки без дополнительных напоминаний. Нелегко придётся и чиновникам, ведь губернатор заявил, что разрешение ситуации в Байкальске – «это экзамен на заботу о людях, умение слышать этих людей и учитывать их интересы». Видимо, эти же слова сказал губернатору президент Российской Федерации Дмитрий Медведев во время встречи 11 марта, когда губернатор представлял главе государства проект развития Байкальска и Слюдянского района. В марте Дмитрию Мезенцеву пришлось сдавать этот экзамен несколько раз – в том числе 17 марта во время рабочей поездки в Качугский район, где он не только встречался с чиновниками и муниципальными служащими, но и решал жилищную проблему ветерана Григория Лобова.
На этом участие областных властей в работе муниципалитетов не заканчивается. Хотя регулирование тарифов на услуги ЖКХ относится к компетенции местных властей, 25 марта во время селекторного совещания под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Козака губернатор заявил, что 1 апреля в 56 муниципальных образованиях тарифы будут снижены, поскольку разовый рост превысил установленный правительством предел в 25%. Правительство области берёт на себя и заботу по организации 11 пилотных проектов по реформированию системы ЖКХ, прекрасно понимая, что сами муниципалитеты никогда с этим не справятся, – в марте из областного бюджета на первоочередные нужды было выделено 1 млрд. 354 млн. рублей. Некоторые местные руководители настолько не чувствуют ситуацию, что в Мамско-Чуйский район, например, решать проблемы задолженности по заработной плате отправится уже не чиновник областного правительства, а представитель прокуратуры.
Как ни прискорбно это признавать, но муниципальные проблемы немедленно отражаются на имидже области. Пока в правительстве 19 марта в бессчётный раз обсуждали «вопросы профилактики социально-негативных явлений в молодёжной среде», а губернатор встречался с председателем Центрального совета ДОСААФ Сергеем Маевым и обсуждал вопросы патриотического воспитания молодёжи, шелеховские подростки, которых даже не причисляли к категории «трудных», ославили свою школу, город и область на всю страну. Скандал можно было бы предотвратить, если бы городской отдел и областное министерство образования тщательнее контролировали состояние учительских кадров, а городской отдел и областное министерство по делам молодёжи чуть больше интересовались содержимым иркутского сегмента социальных сетей. Парадокс заключается в том, что сами чиновники откровенно рассказывают: рабочий день в министерствах начинается с двух популярных форумов и одного очень популярного блога, – так что помимо бессмысленной траты казённых денег имеет место и бессмысленная трата казённого времени.
Апрель, и это понятно уже сейчас, будет многотрудным. В марте состоялись три мероприятия, связанных с предстоящим паводком: 2 марта межведомственная комиссия по вопросу обеспечения безопасности гидротехнических сооружений обсудила ход работ по выявлению бесхозных гидротехнических сооружений на территории области; 15 марта Дмитрий Мезенцев встречался с начальником Сибирского регионального центра МЧС Данияром Сафиуллиным и начальником Главного управления МЧС России по Иркутской области Вячеславом Эглитом, а 26 марта принимал участие в заседании противопаводковой комиссии под руководством председателя правительства России Владимира Путина. Судя по размеру выделенной из резервного фонда на возмещение возможного ущерба суммы (а это 200 млн. рублей), нескольким районам области нужно отнестись к предупреждениям МЧС и губернатора более внимательно, чем обычно: аномально холодная зима и обильные снегопады обещают региону большие испытания.