За шумом расслышать голос
В начале марта в здании технопарка Иркутского государственного технического университета состоялась публичная лекция «Энергосбережение и развитие энергетики» представителя Законодательного Собрания Иркутской области в Совете Федерации Валентина Межевича. Своё выступление он посвятил принятому в ноябре 2009 года Федеральному закону «Об энергосбережении, повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлениям правительства, расширяющим и дополняющим текст закона.
Одной из ключевых тем лекции стали приборы учёта и нормативы потребления воды и прочих ресурсов. Валентин Межевич рассказал, что 1 мая 2010 года правительство планирует увеличить нормативы потребления на одного человека. Дело в том, что в настоящий момент после установки приборов учёта и регулировки теплоснабжения по одному параметру квартплаты происходит снижение, в то время как по другому счёт значительно увеличивается. Причина этого явления заключается в следующем: расчёт вёлся по нормативам, утверждённым очень давно, иногда десятилетия назад, однако с годами потребление существенно выросло. Лишь немногие потребители воспринимают эту информацию спокойно, некоторые даже выводят из строя приборы учёта, пытаясь вернуться к старой системе расчёта. Однако утверждение новых нормативов несколько охладит радость «ретроградов» и вместе тем вызовет массу вопросов, потому как далеко не у всех есть ясное представление о тарифах и нормативах.
Не так давно позвонил заместитель директора одной из иркутских управляющих компаний. «Читаю новости о непростой ситуации с тарифами и нормативами в стране и в Ангарске, в частности, вижу поверхностный непрофессиональный взгляд на проблему, хотел бы пояснить некоторые вопросы. Тарифы, как бы народ ни надрывался на площадях, враз изменить нельзя. В законе чётко написано, что, пока в домах не установлены приборы учёта, потребитель платит расчётным способом. Расчётный способ учитывает состояние жилья, ветхость коммуникаций и многие другие факторы. Прозвучавшие обещания – утопия. Объяснять надо людям просто, откуда такие цифры, на что пойдут деньги, и «прозрачно» их расходовать».
Сделать непонятное понятным
Сегодня вопросы формирования тарифов – область непонятная для обывателя, и даже когда мы пытались найти экспертов для комментирования принятых на 2010 год тарифов, столкнулись с цитированием законов и правил, для объяснения которых потребуется не одна газетная полоса. Для того чтобы разобраться в ситуации, мы решили предоставить слово человеку, который в этой теме разбирается, Евгению Ерофееву.
– С тарифами мы сталкиваемся каждый месяц, расплачиваясь за услуги ЖКХ – тепло, холодную и горячую воду. Тема близка всем. И у всех нет стопроцентного понимания, как они формируются. На этом несовпадении очень удобно играть политическим силам. В Ангарске всё началось с возможной застройки рощи и пришло к бурному обсуждению тарифов. В Иркутске на митинге 20 марта эту тему тоже не обошли. Ситуация сложная, требует серьёзного, взвешенного анализа. Нельзя махнуть шашкой и решить проблему одномоментно.
Сначала расскажу о таком понятии, как нормативы, потому что и журналисты, и потребители думают, что тариф и норматив – это одно и то же. Жильцы квартир, установившие счётчики, платят за услуги согласно тарифу и показаниям счётчика. Обширная группа владельцев квартир без счётчиков оплачивает воду и тепло по нормативам. Нормативы же, на основании принятых тарифов и норм потребления воды и тепла на одного человека, устанавливают муниципалитеты.
Первый зампред правительства Иркутской области Юрий Параничев заявил, что, по выводам экспертов, нормативы на отопление завышены в Ангарске на 10–15%, горячее водоснабжение – на 20%, холодное водоснабжение – на 20–25%. До 1 апреля муниципалитет должен провести мониторинг реального потребления холодной и горячей воды. На основании этих данных можно будет сделать необходимые расчёты. Вместе с тем до 1 июня в Ангарске должна быть разработана программа по установке приборов учёта воды.
Цифры, озвученные по итогам работы комиссии в Ангарске, я бы назвал популистскими. Но здравые мысли есть. Во-первых, это запланированный анализ – расчётная формула норм потребления достаточно сложна и в неё входит много параметров. Во-вторых, разработка программы по установке приборов учёта. В этом отношении показательна ситуация в Ангарске. Последний раз нормативы в Ангарске пересматривались в 2003-2004 годах.
Ещё одна деталь, усугубившая положение, – монетизация льгот. Пенсионеры, ветераны, инвалиды и другие категории граждан, имеющих право на получение коммунальных льгот, теперь получают их деньгами. При этом, обсуждая свои расходы на оплату услуг ЖКХ и их произошедший рост, зачастую забывают, что получили от государства часть этих выросших затрат и получили именно на эти цели.
Немаловажный фактор, что органы местного управления, принимая решение о повышении тарифов, и не только в Ангарске, не всегда объясняют населению причины подорожания.
Конечно, повышение тарифов на услуги ЖКХ в Ангарске было не стопроцентно выверенным, но оно было необходимо с учётом изменения действующего законодательства. Если тарифы не увеличивать, водопроводные и тепловые сети будут ветшать, внедрение программы энергосбережения станет невозможным, не говоря уже о ремонте кровель и подъездов.
Кроме того, прозвучала информация, что тарифы в Ангарске сказочно изменятся чуть ли не завтра, точнее – с 1 июня. Но есть, например, «Правила установления и изменения тепловых нагрузок», утверждённые приказом министра регионального развития РФ, в которых чёрным по белому написано, что изменение величин тепловых нагрузок вступает в силу с 1 января года, следующего за годом, в котором подана заявка. То есть, если говорить о ситуации в Ангарске, норматив на тепло в законном порядке может измениться не ранее 1 января 2011 года.
Понятно, что ситуация сложная. Действительно, по показаниям приборов учёта в большинстве случаев потребление ниже. Но нужно задаться вопросом: а в каком жилье на сегодня стоят приборы учёта? Правильно – в новом или капитально отремонтированном. Но на практике значительное количество приборов показывает фактический объём потребления выше, чем по нормативу. И иначе быть не может – норматив же рассчитывается как «температура в среднем по больнице». Нужно понимать, что любой по величине норматив является фактически заказом потребителя на определённый объём поставки. Как только будет поставлен заказанный объём, что будем делать дальше? Отключаться от услуги?
Ситуация печальная
23 марта глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева выступила с докладом о ситуации с переходом на энергоэффективые технологии. В этой связи глава МЭР сообщила об отработке «экономических стимулов для граждан платить по приборам учёта». «Тарифы будут со скидками для тех, кто платит по приборам учёта, для тех, кто не платит или выводит из строя (счётчики), наоборот, предусмотрены штрафы»,– пояснила она. В заключение Э. Набиуллина с сожалением отметила, что, несмотря на требование закона об энергоэффективности, в 70% бюджетных учреждений регионов до сих пор не назначены ответственные по этой теме и лишь в 12 из 83 регионов РФ введён мониторинг энергоэффективности.
Назвав печальной заключительную часть доклада министра, президент заявил следующее: «Они как плевали на своё энергопотребление, так и плюют, несмотря на то что мы тут законов напринимали, собираемся, комиссии проводим регулярно, подзаконные акты были выпущены по этому поводу». Затем президент РФ пообещал поручить по итогам совещания своим полномочным представителям «провести на территории своих округов соответствующие координационные совещания, позвать всех заместителей губернаторов по вопросам энергетики, экономики». «Они должны приехать со списком учреждений, и под каждым должно стоять энергоответственное лицо. И вот именно на этом совещании утвердите это, допустим, в месячный срок», – сказал он. «Пусть полпреды проведут соответствующие совещания и пусть прочтут закон об энергоэффективности, пусть на столе лежит у них»,– добавил Д. Медведев.
Рассуждая о дальнейшей судьбе приборов учёта, обратимся к практике европейских государств. В Италии, например, после внедрения приборов учёта удалось сократить энергопотери на 80%. Но существующий опыт в нашей стране не такой впечатляющий. Искусственно заниженный норматив приводит к тому, что население расстраивается, увидев цифру реально потребляемого объёма воды и тепла. Удручённые потребители частенько ломают приборы учёта и возвращаются к оплате по нормативам, как это происходит сегодня в Ижевске, где в 2008 году 80% домов оснастили приборами учёта, а весной этого года половина из них оказалась умышленно выведена из строя. К слову, в Иркутске и Братске оснащение многоквартирных домов приборами учёта к осени этого года составит в среднем 80%. Вывод здесь один: не надо ставить людей в ситуацию, когда они будут вести себя как варвары. На самом деле в Иркутской области стоимость коммунальных услуг на 20–30% ниже среднего показателя по Сибирскому федеральному округу, эти цифры не тайна.
Поставить на учёт
И самое главное – что делать сейчас? Выход я вижу в установке прибора учёта на каждый многоквартирный дом. Все мы, собственники жилых домов, согласно ФЗ «Об энергосбережении», до 1 января 2012 года обязаны будем обеспечить оснащение своих домов приборами учёта используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии. Многоквартирные дома, соответственно, надо будет оснастить коллективными приборами учёта.
Очень часто в нашей стране идут своим путём, несмотря на мировой опыт, российские законы, решения высшего руководства страны.